Сегодня в гостях у INNOV.RU Юлия Лазарева. Она работала HR-менеджером и бизнес-тренером. Но со временем увлечение творчеством сделала бизнесом и теперь создает авторские работы для подарков любимым и партнерам.
– Юлия, расскажите, с чего началась ваша карьера?
– Уже на четвертом курсе социологического факультета университета начала работать рекрутером в кадровом агентстве, так как поняла, что социология, в основе которой лежат цифры, мне неинтересна.
После окончания университета я вышла замуж и уехала в военный городок. Через год развелась и вернулась обратно в Нижний Новгород. На тот момент я умела только подбирать сотрудников. Поэтому нашла работу секретаря с функциями менеджера по персоналу. Отработав в таком формате полгода, решила развиваться в HR-сфере.
Затем работала HR-менеджером в сети магазинов элитной сантехники. Директор хотел развивать сотрудников и отправил меня учиться на бизнес-тренера. Я освоила навыки успешных продаж и переговоров и передавала этот опыт менеджерам по продажам.
Новые группы, постоянные встречи, написание новых тренингов – эта деятельность привлекала меня больше, чем подбор персонала. Я уволилась, и стала работать помощником в нижегородском тренинговом центре. Уже через год открыла свою фирму, стала проводить бизнес-тренинги – чувствовала себя опытным тренером, наработала базу клиентов. Я либо сама предлагала свои услуги, либо меня рекомендовали те, кто прошел обучение. Фирма существовала на рынке три года и приносила неплохие деньги.
– Почему Вы решили развивать творческий бизнес? С чего все началось?
– В 2007 году я хотела удивить состоятельных друзей на Новый год. Хотелось найти недорогой и оригинальный подарок. В интернете обнаружила красивые вышитые открытки. На основе этой идеи создала свои первые работы. Но с детства рассматривала рукоделие как хобби. Думала, что самое главное – это карьера в большой компании.
Друзья с радостью принимали в подарок мои открытки. Однажды я приняла участие в благотворительном аукционе, на котором мои открытки купили за сумасшедшие, как тогда казалось, деньги – по 300 рублей. Стало понятно, что люди готовы покупать мои работы.
В то время я выбивалась из сил, делая в сутки 50 дешевых и быстрых открыток. Попробовала отдать их на реализацию в киоск. Директор не приняла мой товар, но дала ценный совет: сделать ставку на уникальные авторские работы. Теперь целый день могу потратить на изготовление одной сложной эксклюзивной открытки.
Как только я стала продавать свои работы через интернет, на меня стали выходить нижегородские свадебные агентства, которым нужны были оригинальные вещи: эксклюзивные приглашения на свадьбу, подушечки для колец, кулечки для лепестков, полные комплекты для оформления свадьбы.
– В какой момент вы поняли, что хобби может стать прибыльным бизнесом?
– Бизнес-тренинги оставались моей основной работой, открытки - как хобби. В 2008 году из-за кризиса все клиенты свернули программы обучения и урезали бюджет. А тем временем росло число клиентов, которым нужны были красивые открытки. Я приняла решение поменять сферу бизнеса. Пошла в налоговую и внесла изменения в устав своей фирмы, превратила открытки из хобби в официальную работу. Так появилась Мастерская ручной работы Юлии Лазаревой.
Одно время мой бизнес был сезонным, он очень зависел от свадеб: в феврале поступали первые заказы, а в сентябре прекращались. В этот период приходилось работать без выходных. Бизнес стал более сбалансированный, когда я начала делать корпоративные открытки и смогла компенсировать сезонные простои между праздниками.
– Расскажите о каком-нибудь интересном проекте?
– Бывает, что клиент приходит с интересным запросом. В конце мая ко мне обратился постоянный клиент с просьбой красиво оформить подарок начальнику – путешествие на Афон. Его шеф любит путешествовать по святым местам. Тур-путёвка, купленная через интернет, выглядит как распечатка текста на четырех страницах. Встала задача: прекратить несколько листов бумаги в солидный подарок. Мы решили, что лучше всего под такую идею подходит стилизация подарка под «набор паломника из XIX века». Клиент купил в антикварном магазине старинный ларец – он стал нашей упаковкой. Придумали содержимое ларца. Так холдер с авиа-билетами и бронью в гостинице стал «Подорожной грамотой», конверт с медицинской страховкой – «Письмом лекарю», брошюра с памяткой для паломника: что можно, а что нельзя делать в тех краях – «Житейским укладом».
Самая дорогая моя открытка стоила 4500 рублей – её подарил супруг своей жене на день влюбленных – это была коробочка с романтическими подарками. А внутри, в секретном отделении лежала открытка с признанием в любви. Я делала открытки для многих крупных нижегородских компаний: Мегафон, ГАЗ, MERA, Оргхим, МРСК, приглашения на открытие салона Jaguar и Land Rover.
В творческой сфере доход зависит от количества клиентов, качества продукта, известности автора. Можно зарабатывать и 10, и 70 тысяч рублей в месяц. Главное – подходить к своему делу с душой и любовью.