- Родиной франчайзинга cчитается США. В Америке он зародился более ста лет назад. У нас же он появился гораздо позже. Современное состояние отечественного франчайзинга напоминает ситуацию 60-х―70-х годов XX века в США — мошенников и поддельных франшиз было примерно столько же, сколько и сейчас. Однако с возникновением законодательства, регулирующего правовые вопросы в этом направлении бизнеса, все радикально изменилось. У европейских стран бывшего соцлагеря ситуация с франчайзингом схожа с российской — он пока находится на стадии становления.
Что касается Domino’s, то в России компания появилась в 1998 году и к франшизе пришла только в 2016 году. Продолжительное время мы занимались отработкой бизнес-концепций, чтобы в настоящее время франчайзинг работал успешно. В целом можно сказать, что модель франчайзинга как таковая в России еще только развивается. Законодательство не всегда корректно адаптировано к правилам игры франчайзеров и франчайзи. Это объясняет то, что создавать бизнес, стабильно приносящий доход в актуальных условиях, совсем не просто.
- Какова ситуация на российском рынке франчайзинга сегодня?
- На сегодняшний день на российском рынке порядка 2500 франшиз и, согласно данным Российской Ассоциации Франчайзинга, как минимум 50% из них ― подделки. Это связано с отсутствием соответствующего законодательства. Работа франчайзи регулируется только 54-ой главой Гражданского кодекса РФ, затрагивающей вопрос договора коммерческой концессии, только частично относящейся к франчайзингу.
- Чего не хватает российскому франчайзингу?
- В России этому направлению крайне необходима организация, контролирующая работу франшиз. Такой орган должен был бы закрывать недееспособные проекты или лишать лицензии за обман вкладчиков или совершение махинаций. К сожалению, отсутствие подобного контроля приводит к появлению недобросовестных франшиз.
- Как распознать фейковую франшизу?
- На что стоит обратить внимание:
Хороший франчайзор занимается как продажей франшиз, так и открытием своих собственных заведений. В большинстве случаев это правило работает, но есть и исключения, когда сама концепция заточена исключительно под франчайзинг. Если франчайзор уделяет особое внимание исключительно реализации франшиз, то этот момент должен заставить будущего франчайзи задуматься. Это сигнал к тому, что данная модель бизнеса не эффективна, поскольку заработок такого франчайзора состоит исключительно из паушальных платежей и роялти, и о дальнейшем развитии проекта он не задумывается.
Что еще должно вас насторожить, так это заранее выставленный счет. Пока вы не выбрали место для ресторана и не уточнили все интересующие и важные детали, не следует подписывать договор и тем более оплачивать счет.
Стоит задуматься, если на ваш запрос о покупке франшизы вам сразу дают добро, даже не предъявив расчёты по рентабельности открытия. Покупателю нужно обязательно показать бизнес-план, где будет отражено развитие компании в ближайшие 3-5 лет, а также прогнозы доходов и расходов.
Важно наличие профессиональной поддержки франчайзи как на момент открытия, так и после него. Постоянные консультации и помощь в ведении бизнеса ― залог качественного развития франшизы.
Сотрудники заведения должны быть обучены квалифицированными тренерами и посещать время от времени необходимые тренинги. Многие недобросовестные франчайзи не уделяют должного внимания обучению сотрудников до открытия ресторана. Зачастую у них даже нет комплекта методических пособий для обучения, а экзамены по его итогам принимаются недостаточно строго.
Остерегайтесь обещаний быстрых результатов! Например, «гарантии» рентабельности 40% и срока возврата инвестиций в течение полугода или 12 месяцев при вложении 10-15 млн рублей. Зачастую инвестиции в размере от 10 до 20 млн рублей окупаются в течение минимум двух лет, а рентабельность их составляет не больше 25%.
- Что бы вы порекомендовали франчайзорам для того чтобы не попасться в сети фейковой франшизы?
- Я всегда советую обращаться за помощью к уже действующим франчайзи компании, которые существуют на рынке год и больше. Это оградит вас от возможных неприятностей и предупредит обо всех подводных камнях.
- Что делать предпринимателю, который уже купил франшизу у мошенников?
- К сожалению, вернуть деньги практически невозможно. Если повезёт, то у вас получится возместить небольшие средства за приобретённое оборудование, да и то ― всего лишь, возможно, четверть от первоначальной цены. В связи с отсутствием надлежащего законодательства судебные тяжбы с поддельными франшизами не принесут ничего, кроме убытков и лишних проблем.
- В каком направлении развивается франчайзинг на российском рынке?
- Благоприятным фактором для развития франчайзинга является, как это ни парадоксально звучит, кризис. Людям более выгодно обратиться к проверенной бизнес-модели, где отлажены уже все процессы, чем придумывать свою бизнес-концепцию, более подверженную риску банкротства. Поэтому в ближайшие несколько лет можно быть уверенным в том, что интерес к франчайзингу будет стабильным.
На сегодняшний день серьёзную поддержку развитию отечественного франчайзинга оказывает Российская Ассоциация франчайзинга. Она занимается продвижением и развитием этого направления в нашей стране. Однако, к сожалению, нельзя забывать, что это ― общественная организация, которая не является официальным надзорным органом и не имеет контролирующих функций. Для более серьёзного развития франчайзинга необходимы изменения на законодательном уровне.
![]() |
Кто такие авиаброкеры
Авиаброкеры, такие - это компании, которые занимаются посредничеством в сфере авиации |
![]() |
Ведущие российские компании приняли участие в конкурсе «Лучшие юридические департаменты – 2023»
В концертном зале «Барвиха Luxury Village» состоялась церемония награждения победителей премии «Лучшие юридические департаменты – 2023» в которой приняли участие 152 юридических департамента из ведущих российских компаний Огранизатором премии «Лучшие юридические департаменты России» выступает журнал «Корпоративный юрист» сервиса Актион Право, входящий в Группу Актион |
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления