По прогнозам международной медиа-компании GroupM расходы на цифровую рекламу в 2025 году превысят 70% от общих бюджетов на продвижение. Бизнес будет все больше покупать онлайн-материалов для рекламы в сети и офлайн — для рядовых задач это быстрее и дешевле.
Рассказываем, как рост спроса на фото и музыку на цифровых платформах меняет рынок и роль фотографов, дизайнеров и композиторов.
Само по себе развитие интернета изменило способы распространения контента. Ушли в историю печатные каталоги с фотографиями, из которых маркетологи выбирали отпечатки для рекламы. Трансформировалась профессия иллюстратора, исчезла работа композитора для «лифтовой музыки» — ненавязчивых фоновых мелодий для общественных пространств.
Большая часть подобного контента теперь распространяется онлайн. Спрос на фотографов и иллюстратор не исчез — наоборот, авторская работа ценится даже выше. А работы с ходовыми сюжетами покупают через платформы дистрибуции: стоки и фотобанки.
Для фотографов и художников фотостоки — это способ выйти на большое число покупателей без лишних усилий. Для бизнеса — быстрое решение задачи. Сами платформы зарабатывают на комиссии, которая составляет в среднем 30–50% от стоимости продажи.
Существует несколько типов площадок, где продавать цифровые изображения в России можно без иностранных банковских карт и серых схем.
Фотобанки информационных агентств. Крупные российские медиа пользуются услугами не только штатных корреспондентов, но также готовы оплачивать работу местных фотографов. В среднем, цена за кадр колеблется от пары сотен до нескольких тысяч рублей.
Фотостоки. В России есть несколько полностью отечественных компаний, которые покупают и продают фото, графику и иллюстрации. Они предлагают авторам распространять свои работы по лицензии без дополнительных выплат — роялти-фри.
Стоимость одной фотографии обычно не поднимается выше 500 рублей за кадр в хорошем разрешении. В среднем, в рамках подписки пользователи платят за изображение меньше 100 рублей, из которых сток вычитает комиссию, доходящую до половины полученной суммы.
Контент-маркет IPEX. Площадка для сделок с фотографиями, иллюстрациями, видео и музыкой, на которой можно выбрать, как именно продавать свои работы. По лицензии или с полным отчуждением прав на изображение, что обычно стоит дороже.
Авторы IPEX получают 90% от указанной стоимости фотографии при продаже. Это особенно выгодно при сделках с отчуждением. К таким чаще прибегают крупные покупатели, которым необходимо получить все имущественные права на изображение: киностудии, крупные маркетинговые агентства, бренды, музыкальные лейблы.
NFT-площадки. Продажа изображения в качестве цифрового объекта искусства схожа со сделкой по отчуждению прав: картинка переходит новому владельцу как имущество. Коллекционеры NFT используют их в качестве инвестиции, поэтому для хорошего заработка, стоит работать над своей узнаваемостью как автора.
Заходить сразу на все платформы, где продают контент для бизнеса, может быть слишком трудозатратно. Поэтому для начала эффективно будет определиться с целями и портретом покупателя, а затем рассмотреть условия площадок.
Чтобы выгодно продать цифровую фотографию, оцените ее ценность для потенциальной аудитории. Маркетологи чаще всего ищут студийные и натурные съемки с моделями на фотостоках и контент-маркетах.
Репортажи и городские виды ценятся в медиа — локальных и федеральных. Их получают из фотобанков информационных агентств и от корреспондентов. Также популярные сюжеты размещают на стоках с пометкой «для редакционного использования».
Фотоискусство продают в качестве NFT-объектов или как контент для коммуникационных кампаний крупных брендов.
Так или иначе, заключая сделку по продаже изображения — не важно, художественное это произведение или контент для бизнеса — вы попадаете на рынок оборота авторских прав. Клиентам и авторам контет-маркета IPEX беспокоиться не о чем: платформа автоматически составляет договоры в зависимости от типа сделки и выставляет счета на оплату, как для физических так и для юридических лиц, так что все соответствует закону.
В остальных случаях обеим сторонам важно детально изучать документы перед началом работы. В них указывают информацию о правах, комиссиях и способах оплаты.
На стоках договор между автором и площадкой обычно общий для всех пользователей, а информационные агентства предоставляют документы, прописанные юридическим отделом.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления