Николай Поляков о налоговой системе России
31.05.2013
|
автор: Александр Зайцев
|
фото: архив гостя
| просмотров: 9332
Николай Фёдорович Поляков, заместитель генерального директора ФКУ «Налог-сервис», Государственный советник РФ II класса, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, Почётный гражданин Нижегородской области, Лауреат премии Нижнего Новгорода, поговорил с INNOV о НДФЛ, возможном кризисе и налоговой системе России.
Николай Федорович, спасибо Вам за то, что Вы согласились встретиться со мной и дать интервью. Мой первый вопрос: сейчас Вы заместитель генерального директора Федерального казённого учреждения «Налог-сервис». Расскажите, когда было создано это учреждение и с какими целями?
– Учреждение было создано 2 года назад, оно работает на всю Россию, численность работающих по проекту – около 15 000 человек. В связи с тем, что в последнее время прошло серьёзное сокращение численности сотрудников налоговых служб, например, в Нижегородской области в 2000 году было 5 200 сотрудников, а сейчас – всего 2 800, это учреждение забрало часть функций налоговой службы, что, кстати, соответствует Налоговому кодексу.
К этому подходили давно, ещё в 2000 году мы начали строить первый центр обработки данных (ЦОД) Федеральной налоговой службы, за 10 лет было создано 6 таких центров на всю Россию. Кроме этого, в ближайшие годы будет создано 3 суперЦОДа в Дубне, Городце – это главные Центры. Они будут работать в зеркальном режиме. И резервный центр в Волгограде. В них будет храниться и обрабатываться информация Минфина, Казначейства, Налоговой службы, Росмониторинга. В дальнейшем этой информацией смогут пользоваться все федеральные структуры. Таких Центров в мире всего около 20.
В Дубне 24 мая заложен первый камень и капсула, в Городце пока официально строительство не начато, но здание будет готово к концу этого года, в Волгограде строительство начнётся через 2 года. В конце 2014-го у нас в Городце намечен пуск первой очереди. Окончательная сдача суперЦОДа состоится в 2017 году. Одна из причин этого в том, что необходимого оборудования в природе нет, оно проектируется и создается индивидуально под проект.
А как соотносятся задачи этих будущих трёх суперЦОДов с задачами имеющихся и уже работающих шести ЦОДов?
– Дело в том, что новые ЦОДы будут владеть всей информацией, а федеральные структуры будут работать с ними через окружные ЦОДы. Один из таких Центров находится в Нижнем Новгороде. Это один из первых и лучший ЦОД в России. Он сегодня обслуживает 10 регионов. ЦОДы серьёзно сокращают трудозатраты. Например, наш нижегородский ЦОД выполняет функции, которыми раньше в налоговой службе занималось 1050 человек. Сейчас этой же работой заняты 147 сотрудников ЦОД.
Николай Фёдорович, я хочу уточнить поле деятельности Вашего казённого учреждения. Это нижегородская организация?
– Нет, российская.
То есть можно сказать, что Вы в Нижнем Новгороде, вот в этом офисе, самый главный руководитель, ведь генеральный директор находится в Москве?
– Мои функции вовсе не нижегородские. Я курирую два округа: Приволжский и Центральный, а также строительство суперЦОДов. Кстати, был очень сложным выбор подходящих регионов и конкретных площадок: к местам строительства предъявляются высокие требования. Помимо этого требуется 15 МВт электроэнергии. В Городце уже строится соответствующая подстанция.
Николай Фёдорович, вопрос по Вашей предыдущей работе. Вы были руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, лет 15 кажется?
– На самом деле, 17 лет. Вообще же я работаю в этой системе с 1990 года. Сначала был начальником налоговой инспекции Городецкого района, а с 1996-го – начальником областной налоговой инспекции.
Что Вы можете сказать о своей предыдущей работе? Как она Вам вспоминается?
– Хорошо! На любой работе надо просто хорошо относиться к ней. Был создан хороший коллектив, мы участвовали во всех новых проектах, апробировали, исследовали, внедряли, всегда были в числе первых. И сегодня наша налоговая служба одна из самых опытных в стране.
Николай Фёдорович, что Вы можете сказать о состоянии нашей экономики, региональном бюджете, опираясь на свой большой опыт? Что у нас происходит, рост или стагнация?
– За исключением 2008 года у нас наблюдается постоянный рост в пределах 17–20% в год. О том, что регион развивается, говорит стабильный рост поступления налогов. Новые предприятия получают у нас большие льготы по налогу на прибыль, и это уменьшает налоговые поступления, но мы идём на это, понимая, что в будущем эти налоги вернутся сторицей.
Было время, когда 60% консолидированного бюджета шло в федеральный бюджет, а сейчас – менее 40. Изменилось законодательство, часть социальных функций передана в область. Это нормально. Все регионы России разделены на 7 групп, мы находимся в 1-ой группе по поступлениям. Это говорит о многом.
Если говорить о налогоплательщиках, какая доля предприятий у нас является убыточной?
– Из общего количества налогоплательщиков почти 5 тысяч организаций являются убыточными, их доля среди плательщиков налога на прибыль в Нижегородской области составляет 19%. Эти предприятия ещё надо поделить на две группы: вновь открытые предприятия, которые убыточные объективно, и предприятия с проблемами в руководстве и другими негативными аспектами деятельности.
Какие новые производства Вы бы отметили, как наиболее важные и актуальные?
– Либхерр. Выксунский металлургический завод, где построены и запущены новые цеха. Затем интересный завод по производству автомобильных электрожгутов построен в Городце, ряд предприятий в Дзержинске. По всей области постоянно открываются новые предприятия. Кроме того, действующие предприятия участвуют в инновационных проектах, например, Гидромаш.
Какая ситуация в сфере малого бизнеса, особенно, производственного и инновационного?
– Вообще со всем бизнесом у нас есть определённые проблемы. К сожалению, государство мало помогает. А без этого невозможно получить результат. Надо вкладывать в бизнес, чтобы потом от него получать налоги.
Много разговоров о скором наступлении кризиса. Ваше мнение?
– У нас то кризис, то землетрясение. Ситуация противоречивая. 50% специалистов говорят, что кризис будет, 50% - что не будет.
А что станет с нашей налоговой системой в ближайшее время?
– На сегодня мы добились определенной стабильности и это хорошо. В 90-е годы налоги вводились задним числом, количество видов налогов превышало количество дней в году. Суть была в том, что каждый район принимал свои налоги: кому-то не хватало денег на футбольную команду, на содержание детского садика или детского дома, кладбища и т.д. На сегодня мы имеем Налоговый кодекс и выстроенную систему налогообложения. И резких движений не производится.
Вообще, давно пора подоходный налог – НДФЛ – сделать прогрессивным, как в большинстве стран. Кто много получает, должен больше платить. Хотя в своё время, когда ввели плоскую шкалу, мы были не очень «за». Но прежняя прогрессивная шкала была уж совсем неправильной. После введения плоской шкалы НДФЛ сразу же удвоились налоговые поступления, через год – ещё плюс 50%, и мы на сегодня получили базу. Сейчас уже можно переходить на прогрессивную шкалу и, скорее всего, в ближайшие годы это произойдёт.
Николай Фёдорович, вопрос из другой сферы. Вы доктор экономических наук, профессор. Ведёте ли Вы образовательную деятельность?
– Я заведую кафедрой систем налогообложения финансового факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Работаю там по совместительству уже 10 лет. Недавно прошли очередные выборы, и мой контракт продлён ещё на 5 лет. Мы выпускаем специалистов по налогообложению, обучили уже около 1 000 человек. Сейчас принимаем по 100–150 первокурсников. Причём налоговая служба принимает на работу порядка 10 % выпуска, а остальные идут на предприятия.
Налоги – это сложная тема для предприятий и им нужны специалисты, которые могли бы оптимально и правильно рассчитать налоги, ведь предприятию не нужны нарушения. Сегодня такие специалисты нужны именно крупным предприятиям, где зачастую имеются специальные отделы по налогообложению. Количество предприятий, которые налоги совсем не платили или платили не вовремя, раньше достигало 80%, теперь же их единицы.
Современная система налогового администрирования, включающая в себя в том числе и новейшее программно-техническое оснащение, позволяет на стадии проводимого анализа налоговой и бухгалтерской отчётности выявить субъекты бизнеса, входящие в так называемую зону риска по налоговым нарушениям. Мы смотрим на конкретную ситуацию. Бывает, конечно, и сложное положение на предприятии. Такие предприятия мы направляем на Координационный совет при губернаторе, где их ситуация рассматривается. Кому-то надо помочь, кому-то подсказать и в любом случае – заставить работать: может, поменять директора, обратиться к акционерам… Есть и другие рычаги. Совет помог многим предприятиям.
Вот недавно рассматривали одно уникальное предприятие по производству одноразовых шприцев, оно попало в трудное положение из-за поставок дешевой продукции из Китая. А ведь вполне возможно наладить поставки в наши больницы, это будет половина их объёмов.
Спасибо большое, Николай Фёдорович, за содержательную беседу!
– Вам спасибо.