Один из основателей компании ICOBox Дарья Генералова рассказала INNOV.RU о современных тенденциях развития и внедрения технологии блокчейн, а также об основных аспектах работы с ICO в компании.
- Сейчас каждая вторая бизнес-структура утверждает, что внедряет в работу блокчейн. Правительства разных стран чуть ли не каждый день делают заявления об усовершенствовании своей работы с помощью этой технологии. Российские пенсионеры опасливо обсуждают, что их пенсию переведут в биткоины. Кажется, что блокчейн уже давно вышел в “реальную жизнь”, но так ли это? Можете ли вы назвать проекты, в которых блокчейн из стадии прекрасной идеи перешел в стадию уверенной реализации?
- Блокчейн, и в первую очередь криптовалюты, “в жизнь”, безусловно, вышли. Трудно считать по-другому, когда Bank of America, крупнейшая банковская холдинговая компания в США, несколько раз упомянула криптовалюты в качестве угрозы своей бизнес-модели в февральском отчете для Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В штате Джорджия в тех же США всерьез обсуждается возможность платить налоги и покупать государственные лицензии за криптовалюту. Всемирная продовольственная программа (подразделение ООН, которое помогает обеспечить продуктами питания 100 млн человек в 80 странах) внедряет распределенный реестр на основе Ethereum. Вы можете встретить возможность расплатиться криптой там, где вы совсем ее не ждете, - в онлайн-магазине, в кофейне, в спортзале.
Есть и нефинансовые примеры применения технологии, хотя, возможно, и не такие масштабные. В первую очередь, это инфраструктурные проекты: новые блокчейны, биржи, кошельки, распределённые системы хранения файлов, решения для проведения ICO и т.д.
Если говорить о российском рынке, блокчейн в жизнь пошел, но пока эта жизнь - по большей части b2b сектор. И зачастую блокчейн не является в нем функционально необходимым решением, а добавляется в качестве вишенки на торт и инфоповода.
Так большие госструктуры осторожно добавляют блокчейн как основу для дополнительных опций своих сервисов и услуг. В прошлом году Российские железные дороги запустили электронную торговую площадку «Грузовые перевозки». Это сервис, который прекрасно работает без блокчейна и позволяет заказать перевозку товаров из любой точки, где есть доступ к интернету. Но чтобы появилась возможность отслеживать работу сервиса в режиме реального времени, индекс торговой площадки был добавлен в блокчейн Emercoin.
Есть случаи более глубокого использования блокчейна в реальном секторе. Например, Ренессанс Страхование использует блокчейн Hyperledger IBM для работы в том же секторе грузовых перевозок. Цель - снизить риск возникновения ошибок и увеличить скорость изменений в системе, что позволит масштабировать количество сделок без значимого увеличения расходов. Но данных об эффективности этой системы в открытом доступе пока нет.
- В Сьерра-Леоне прошли первые в мире президентские выборы на блокчейне. Это единичный случай, или тренд, к которому вынуждены будут прийти государственные институты? Возможно ли это в России?
- Да, конечно, почему нет? Если мы говорим про страны, где демократия состоялась уже какое-то время назад, то спрос на проведение прозрачных выборов там точно есть. Это сняло бы множество вопросов, ускорило бы процедуры и сократило бы затраты. А в странах, где чистоплотность при проведении выборов не всегда соблюдается, это значительно повысило бы доверие избирателей к правительствам.
- Остались ли в 2018 году дерзкие и революционные идеи применения блокчейна, или это скорее поступательная осторожная история про “оптимизацию логистических цепочек” и сокращение документооборота?
- Конечно, остались, и я думаю, что их будет еще очень много. Вполне революционными выглядят не только идеи создания блокчейн-государств, но и, например,“умные города” на блокчейне, где технология позволяет хранить и обрабатывать огромное количество достоверных данных и реагировать на них в режиме реального времени. По этому пути идут сейчас Гонконг и Тайбэй, столица Тайваня. Или, например, проект гарвардских выпускников Nebula Genomics хочет монетизировать персональную генетическую информацию, позволив людям продавать доступ к ней за криптовалюту. Генетическая информация нужна фармацевтическим и биотехнологическим компаниям, чтобы разрабатывать новые лекарства. Сейчас эти данные стоят очень дорого и принадлежат академическим учреждениям.
Но над документооборотом тоже не смейтесь! Если хотя бы половина тех операций в мире, что выполняются сейчас вручную, будет автоматизирована, это обязательно произведет революцию.
- Вы совладелец компании ICOBox. Как вам пришло в голову создать бизнес в блокчейне? Прибыльно ли это - проводить ICO в 2018 году?
- Мы создали компанию летом 2017 года. В тот момент спрос на рынке ICO превышал предложение настолько, что кто-то просто должен был это сделать. Компании, которые проводили ICO в тот момент, не справлялись с потоком, и к ним месяцами стояла очередь из клиентов. Мы предложили путь максимальной оптимизации времени и ресурсов.
За 9 месяцев наши клиенты привлекли более 400 млн долларов. Наша команда состоит сейчас из более чем 150 человек, которые работают в 12 странах. Такой активный рост говорит о том, что и в 2018 году рынок ICO чувствует себя очень хорошо.
- В 2016 году компании стояли в очереди, чтобы провести ICO, и это было нормой. Как дело обстоит сейчас? Можете ли вы отказать какому-либо клиенту, и по каким причинам?
- Да, можем, отказывали, и это не единичный случай. Это вопрос нашей репутации - не работать с теми, в благонадежности чьих проектов есть причины сомневаться. На этом рынке есть слишком много хороших идей, с которыми было бы правда интересно поработать.
- Следите ли вы за развитием проектов, которые завершили ICO с вашей помощью? Есть ли кто-то, кто уже добился значительных успехов и реализовал свои обещания токенхолдерам?
- Конечно. Одно из первых ICO, которые мы сопровождали, - Tokenstars: платформа для токенизации звезд. Команда проекта обещала своим токенхолдерам, что в первой половине 2018 года начнется привлечение звезд к проекту, и на сегодняшний день ребята подписали 4 контракта с профессиональными игроками в теннис и занимаются маркетинговым продвижением своего проекта.
Другой такой проект - Universa, который привлек на ICO порядка 28 млн долларов. 12 апреля проект запустил свой публичный блокчейн Universa Mainnet, предоставив разработчикам распределенных приложений скорость в более чем 20,000 транзакций в секунду.
В конце концов, это мы сами. ICOBox успешно реализует то, что было обещано на ICO: мы помогаем проводить ICO тех проектов, которые наши токенхолдеры выбирают голосованием на платформе. На текущий момент запущено более 50 проектов.
Кстати, сейчас мы запускаем сервис по сопровождению “пост-ICO”. После окончания ICO об очень многих проектах просто нет информации. Это не значит, что они не выполняют свои обещания: как раз таки многие очень усиленно этим занимаются, но коммуницировать с миром перестают. Это неправильно: люди, поверившие в проект, вправе знать, на какой стадии развития он находится, надеемся помочь нашим клиентам это исправить.