ввиц |
Нижегородские новости
декабрь 28, 1999г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Льготы для рывка, а не для хапка
На 2000 год Саров чуть было ни лишился своего статуса льготной инвестиционной зоны. Надо сказать, что правительство было жестко настроено прикрыть все российские офф-шоры. Для того чтобы саровскую зону не прикрыли, нижегородским властям пришлось приложить немало усилий. Зачем это было сделано, мы попросили рассказать одного из лоббистов Сергея Крысова, генерального директора Регионального агентства содействия инвестициям.-- Нет. Многими закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО) были допущены сильнейшие перекосы по льготированию, что стало выясняться в 1999 году, когда по итогам десяти месяцев было предоставлено льгот на общую сумму более 36 миллиардов рублей. В некоторых ЗАТО льгота составляла 99 процентов. При формировании бюджета 2000 года правительство внесло поправку в закон о ЗАТО, запрещающую местным органам власти предоставлять налоговые льготы в части федерального бюджета и бюджета субъектов федерации. Это решение, я считаю, было правильным, поскольку, по прогнозу, в 2000 году, если не остановить этот лавинообразный процесс, бюджет потерял бы до 150 миллиардов рублей, что уже представляло бы угрозу экономической безопасности России.
-- Сергей Васильевич, вы боролись за сохранение льгот для инвестиционной зоны Сарова. Означает ли это, что решение правительства о ликвидации всех льгот закрытым территориальным образованием было неправильным?
-- Нет. Многими закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО) были допущены сильнейшие перекосы по льготированию, что стало выясняться в 1999 году, когда по итогам десяти месяцев было предоставлено льгот на общую сумму более 36 миллиардов рублей. В некоторых ЗАТО льгота составляла 99 процентов. При формировании бюджета 2000 года правительство внесло поправку в закон о ЗАТО, запрещающую местным органам власти предоставлять налоговые льготы в части федерального бюджета и бюджета субъектов федерации. Это решение, я считаю, было правильным, поскольку, по прогнозу, в 2000 году, если не остановить этот лавинообразный процесс, бюджет потерял бы до 150 миллиардов рублей, что уже представляло бы угрозу экономической безопасности России.
Городская дума города Сарова осудила практику предоставления чрезмерных льгот в других ЗАТО. А губернатор Скляров и председатель Законодательного собрания Козерадский обратились в правительство с предложением запретить предоставление льгот во всех ЗАТО, кроме тех, где расположены российские федеральные ядерные центры (Саров и Снежинск).
-- Значит, в предоставленных льготах была заложена возможность злоупотреблений?
-- Я бы сказал, что руководство многих ЗАТО неправильно воспользовалось льготами. Закон о ЗАТО был принят в 1992 году, и в сферу его действия включались закрытые города, относящиеся к Министерству по атомной энергии. Позднее перечень был расширен и превысил 40 ЗАТО. Туда была отнесены военные городки Министерства обороны (такие, например, как Североморск). В то время структуры муниципального управления на территории этих ЗАТО только начинали свое развитие, так как раньше все городское хозяйство было подчинено объекту, и директор объекта был главным человеком в городе. На территории ЗАТО, как правило, располагались только федеральные государственные предприятия, выполняющие государственный заказ.
Резкое сокращение государственного оборонного заказа начало приводить к дефициту средств и нехватке рабочих мест в ЗАТО. Из-за отсутствия в ЗАТО в то время производства продукции народно-хозяйственного назначения собираемых налогов и сборов не хватало, чтобы удовлетворить потребности бюджетов ЗАТО, и все ЗАТО дотировались из федерального бюджета почти на 50 процентов.
Поэтому в пятой статье закона о ЗАТО было сформулировано, что все налоги и сборы, перечисляемые на этой территории, не расщепляясь между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта федерации и местным бюджетом, поступают целиком в местный бюджет.
В соответствии с законом РФ "Об органах местного самоуправления" местные власти могут предоставлять льготы только в части своей компетенции, следовательно у властей ЗАТО появилась возможность предоставления льготы на любую часть налогового оклада.
-- Что дало существование зоны Сарову?
-- За 2,5 года бюджет города Сарова получил от деятельности предприятий в инвестиционной зоне больше 800 миллионов рублей, а инвестиционные фонды Сарова -- более 240 миллионов. Создано более тысячи прямых рабочих мест (новых предприятий, осуществляющих производство продукции гражданского назначения) и более 2000 косвенных рабочих мест за счет увеличения расходов городского бюджета (в городском строительстве, коммунальном хозяйстве и т. д.). Но главное, радикально изменился инвестиционный климат Сарова, устанавливаются горизонтальные хозяйственные связи, идет обмен продукцией, услугами и т. д. Достаточно сказать, что примерно половина приезжающих в Саров -- это лица, имеющие отношение к деятельности инвестиционной зоны.
-- Но льготы, которые получают в Сарове нижегородские предприятия, -- это уменьшение доходов бюджетов области и Нижнего Новгорода. Не слишком ли велики получаются затраты нижегородцев на обеспечение процветания Сарова?
-- По итогам десяти месяцев 1999 года в Сарове были предоставлены льготы на сумму порядка 340 миллионов рублей, из которых доля нижегородских предприятий составила 216 миллионов. В этой сумме доля бюджета Нижегородской области составила около 60 миллионов рублей. Предприятия, если они направляли средства на свое развитие, получили инвестиции за счет федеральной доли в размере более 100 миллионов рублей. Многие нижегородские предприятия благодаря этому получили импульс для развития, радикально меняющий их статус. Так, масложиркомбинат переместился с восьмого на первое место в России, ЗАО "Нефтехим" получило возможность работать на внешнем рынке, хлебокомбинат "Печерский" ведет строительство новых мощностей.
Кроме того, Нижегородская область получила более 30 миллионов рублей из фонда развития конверсионных производств Сарова на реализацию проектов на территории области.
В дальнейшем количество нижегородских предприятий, которым будет разрешено зарегистрироваться в Сарове, будет существенно сокращено. Останутся только те значимые для экономики области предприятия, которым льготы будут действительно необходимы.
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде