главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
декабрь 23, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Жесток налог, но справедлив ли?

Прошло уже более пяти месяцев после введения в Нижегородской области единого налога на вмененный доход, и, кажется, пора подводить итоги. С точки зрения двух структур исполнительной власти, отвечающих за развитие предпринимательства, результаты выглядят вполне обнадеживающими. Другим результатом этого, к удивлению многих, стало дальнейшее ужесточение отношения к плательщикам единого налога.

Немного о результатах. По сведениям департамента развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Нижнего Новгорода, сумма поступлений единого налога за июль - октябрь составила более 70 млн рублей при бюджетном плане на 2-е полугодие 60 млн рублей.

Весьма характерной выглядит и тенденция сокращения количества плательщиков налога. Так, за июль этого года перешли на единый налог 10 634 юридических и физических лица, далее в августе к ним добавились 1602, в сентябре - 934 и в октябре - 770. Все это свидетельствует, что они согласились с единым налогом.

Основная масса плательщиков - это физические лица: к ноябрю их количество составило 93% от числа всех плательщиков. В среднем каждый месяц в Нижнем Новгороде единый налог приносил почти 17,8 млн рублей, причем в октябре наступил спад: в этом месяце единый налог дал 82% от среднемесячного результата за 3-й квартал. Департамент развития предпринимательства объясняет это тем, что уменьшились поступления налога от розничной торговли ГСМ (сказались последствия бензинового кризиса), сбора металлолома (уменьшилось количество приемных пунктов из-за ужесточения правил приема), а также из-за сезонного уменьшения количества выносных торговых точек и смены ассортимента товаров в розничной торговле, исключая торговлю ГСМ. Увеличивались суммы поступлений от единого налога, приходящиеся на одного плательщика. Для юридических лиц этот показатель увеличивался от 5,04 тыс. рублей в июле до 13,05 тыс. рублей в октябре, а для физических лиц - от 1,56 тыс. рубля до 4,47 тыс. рублей соответственно.

Самую большую долю поступлений в Нижнем Новгороде, по данным департамента развития предпринимательства, дает розничная торговля - 72%, затем розничная торговля ГСМ - 7,4%, общественное питание - 6,5%, бытовое обслуживание - 5,1%, сбор металлолома и пассажирские перевозки - 1,4%. В целом по области розничная торговля дает 66,7% всех поступлений единого налога, розничная торговля ГСМ - 14,2%, общественное питание - 5,4%, бытовое обслуживание - 3,8%.

Естественным выглядит и снижение количества обращений в городскую согласительную комиссию. Если вначале комиссия на каждом заседании в среднем рассматривала около 80 обращений, то к сентябрю этот показатель уменьшился до 10.
Вместе с этим достаточно очевидным для многих, но не отмеченным статистикой, стало сокращение числа торговых точек. Одно из качеств предпринимателей, отличающих их от других людей, является умение считать, и было бы глупо думать, что они будут работать себе в убыток.

Следует сказать и еще об одном важном обстоятельстве. Размер ставки налога в Нижнем Новгороде 14 тыс. рублей, в то время как в других городах области ставка первоначально устанавливалась в 20, 30, а то и в 50 тыс. рублей, а затем власти ее вынуждены были уменьшать.
Показатели по сбору единого налога безусловно являются своего рода достижением и в определенной степени предметом гордости. Еще бы, по сведениям директора департамента экономики и прогнозирования областной администрации, сумма единого налога сравнялась с суммой собранных в области акцизов.

Другим достижением малого и среднего бизнеса является то, что предприниматели платят в бюджет "живые" деньги. Наиболее крупные предприятия области, среди которых ОАО "ГАЗ", ОАО "ПАЗ", Борский стекольный завод, ОАО "ЗМЗ", по сведениям департамента поддержки и развития предпринимательства областной администрации, "живых" денег дают только 21% от всей суммы налоговых поступлений, или 95,1 млн рублей, в то время как все субъекты малого предпринимательства дали в областной бюджет 178,8 млн рублей, что почти в два раза больше, чем дали крупные предприятия.

Органы власти, отвечающие за развитие предпринимательства в городе и области, считают, что ответственный момент перехода на единый налог пройден. Как считают в областном департаменте поддержки и развития предпринимательства, в основном предприниматели согласились с новыми правилами. Там же совершенно справедливо полагают, что от единого налога можно получить и больший эффект, но "это не должно идти через увеличение ставок и пересмотра диапазона корректирующих коэффициентов". Полностью можно согласиться с тем, что "повышение собираемости единого налога должно базироваться на максимально возможном охвате налогоплательщиков, чья деятельность попадает под действие единого налога, выявление недобросовестных предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налога".

Все правильно. В идеале налоговая система должна быть такова, чтобы предпринимателю было выгодно платить налоги. К единому налогу уже успели привыкнуть. В целом по области на 22 ноября этого года на единый налог перешли 2800 юридических и 35 000 предпринимателей без образования юридического лица. За это время ими уплачено 254 млн рублей единого налога. Как свидетельствуют в департаменте поддержки и развития предпринимательства, в районах, где предприниматели перешли на уплату единого налога (Арзамасский, Борский, Воротынский, Кстовский, Пильнинский), сумма платежей в районные бюджеты превысила прошлогодний уровень в 2,5 раза.

Этими достижениями очень гордятся и департамент развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города, и департамент поддержки и развития предпринимательства, и департамент экономики и прогнозирования. Но в этом видится слишком односторонний подход к частному предпринимательству, потому что как только предметом гордости становится сумма собранных с предпринимателей налогов, так сразу же вспоминается образ "курицы, несущей золотые яйца", относительно которой никак не решат: резать ее или нет. Решение все же последовало: резать! Администрацией области представлены предложения по изменению и дополнению в Закон о едином налоге и Закон об индексации сумм единого налога на вмененный доход в сфере розничной торговли. Бюджетный комитет Законодательного собрания поддержал оба эти законопроекта. По проекту Закона об индексации, коэффициент индексации предложено принять равным 1,25. Он рассчитывается исходя из величин объемов товарооборота розничной торговли в течение двух предыдущих кварталов. Так, индекс изменения оборота во втором квартале равен 1,18, в третьем - 1,06. Увеличение базовой доходности в налоге будет действовать в следующем четвертом квартале, и индексирование будет происходить ежеквартально.

Спору нет, инфляция дает о себе знать и объем товарооборота увеличивается. Однако история уплаты налога на вмененный доход слишком невелика, чтобы однозначно судить о том, как поведет себя розничная торговля в будущем. Есть, наконец, сезонные колебания. Кроме того, в розничной торговле весьма велик удельный вес продаж алкогольной продукции, и в то время, как на федеральном уровне только и думают, как бы взять дополнительные деньги от продажи алкоголя, не учитывать это при индексации базовой доходности было бы опрометчиво. Как возможные решения повлияют на оборот розничной торговли - одному Богу известно, а вовсе не органам статистики, на основании данных которых и рассчитывается коэффициент индексации.

Впрочем, самое неприятное содержится в очередных изменениях и дополнениях в Закон о едином налоге на вмененный доход. Ситуация с налогами в районах области, мягко говоря, неважная. Законопроект об изменениях и дополнениях на первый взгляд и направлен на то, чтобы исправить ситуацию. Представительные органы местного самоуправления получают право принимать решения о переводе юридических лиц на уплату единого налога на своих территориях. Такие решения должны быть согласованы с администрацией Нижегородской области и утверждены до 1 апреля (с этого момента, собственно, юридические лица в районах и должны платить единый налог) Законодательным собранием. Департамент финансов, правда, считает, что это должно начаться с 1 января, но это уже совсем "круто", да и нарушается закон, по которому налоговое законодательство должно вводиться никак не меньше чем за месяц после его принятия.

Легко представить себе, что в районах это изменение будет принято "на ура", а учитывая, что значительная часть депутатов Законодательного собрания являются главами районных администраций, шансов быть отклоненным этот законопроект практически не имеет.
Дополнительным условием перевода юридических лиц на единый налог является то, что решения о переводе "не должны приводить к необоснованным потерям бюджетов всех уровней по сравнению с использованием общепринятой системы налогообложения". Что это может означать на практике? Скажем, городская власть, переводя некоторые предприятия бытового обслуживания на уплату единого налога, вводит щадящие коэффициенты для того, чтобы простимулировать развитие бытового обслуживания населения. Обоснованно такое снижение поступлений в бюджет или нет? С точки зрения живущих на территории жителей - обоснованно, а с точки зрения областного руководства - нет, и оно получает дополнительные аргументы в бюджетных спорах с городом: "Вы говорите, вам денег не дают, да вы их сами не берете!". Все это, правда, из разряда предположений, но весьма вероятных.

К такому же варианту приводит и еще одно важное изменение Закона о едином налоге. По ныне действующему Закону можно было "изменять величины базовой доходности до 30% (на 1999 год - до 50%)", после принятия изменений и дополнений можно будет только "увеличивать" базовую доходность до 30%, а также повышать значения корректирующих коэффициентов. Короче говоря, "лафа" для предпринимателей кончилась. Органы власти легко убедились в том, как можно взять деньги. Единый налог показал свою работоспособность - почему бы налогов не взять еще больше? В результате устраняется сам смысл работы всяческих согласительных комиссий. Теперь они будут рассматривать обращения не о том, как сделать так, чтобы предприниматели могли работать и платить налоги, а о том, как бы предприниматели остались жить. Я, возможно, сгущаю краски, но небольшая история действия единого налога показала две стороны процесса работы предпринимателей: либо ты работаешь и развиваешься, либо стагнируешь и уходишь "в тень". Другого нет и не будет.

Органы власти, отвечающие за пополнение бюджета, а с недавних пор к ним стал относиться и департамент экономики и прогнозирования, научились быстро. Разумеется, обучаются все, но только с разными результатами. Результатом давления государственных и муниципальных органов на предпринимателей становится, как мы выяснили, или закрытие бизнеса, или бегство в теневой сектор.

Источник: "Биржа"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика