ввиц |
Нижегородские новости
декабрь 22, 1999г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
"Вновь я посетил..."
Так уж повелось, что нижегородская сцена -- сцена симфонических премьер. Когда-то здесь "обкатывал" свою Первую симфонию Альфред Шнитке. Дважды проверяли на нижегородцах новинки Юрий Башмет и Александр Чайковский. В минувшую субботу состоялась еще одна их премьера -- одночастная симфония "Гарольд в России". Автор -- московский композитор Александр Чайковский.Прямо надо признать: Гарольд в России натерпелся. Одно то, что ему пришлось побывать в группировке тамбовских бандитов, говорит о многом. Симфония Гектора Берлиоза состоит из четырех частей, а симфония о русских странствиях романтического героя уложилась в одну. Быстро покинул Гарольд Россию. Даже песню не спел. Какие песни в мороз, да в компании с тамбовскими братками...
Нижегородские уши -- самые лучшие уши в мире
Начиная с середины 70-х годов, Юрий Башмет почти ежегодно выступает в нашем городе с сольными и камерными программами и в концертах симфонического оркестра. Он постоянный участник Международных фестивалей искусств имени Сахарова в Нижнем Новгороде. Но нынешний приезд несколько необычен: Башмет выступил в двух ипостасях -- как солист и как дирижер академического симфонического оркестра филармонии.Башмета и Чайковского (не путать с Петром Ильичом!) связывает многолетняя творческая дружба. Башмет стал первым исполнителем двух альтовых концертов композитора. В 1995 году на заключительном концерте III Международного фестиваля искусств имени Сахарова (опять же в Нижнем Новгороде) состоялась премьера концерта № 2 для альта с оркестром "Этюды в простых тонах" Александра Чайковского. И тоже с участием автора, который исполнил тогда партию солирующего фортепиано. Четыре года спустя возникла тема Гарольда.
Чайковскому заказ на сочинение произведения поступил еще в 1995-м. Зная, что на гастролях в Англии должно было исполняться сочинение Берлиоза "Гарольд в Италии", Чайковский сочинил одночастную симфонию "Гарольд в России". Причем специально для исполнения в одном концерте. В Англии произведение по ряду причин исполнено не было, и премьера состоялась в минувшую субботу в Нижнем.
Партию солирующего альта исполнил Юрий Башмет. Симфония, как и все альтовые опусы, написанные Александром Чайковским за последние 25 лет, посвящена Юрию Башмету. Кстати, впервые Нижегородским симфоническим дирижировал сам Чайковский.
А вот мнение Башмета: "Неверно было написано, что это премьера в Нижнем Новгороде. На самом деле это мировая премьера. Это третья премьера в Нижнем для нас с Чайковским".
"...и на альте игрец"
Камерным оркестром Юрий Башмет дирижирует давно, симфоническим приходилось руководить несколько раз. Во Франции, например, дирижировал Третьей симфонией Брамса. Кроме того, в программе был Двойной концерт Брамса. Это очень серьезная программа. Гергиев сказал, что это самое трудное с точки зрения технического исполнения -- дирижировать первой частью Третьей симфонии. Хотя искусство дирижера -- это даже скорее не техника, а умение создать атмосферу.-- Сегодня дирижируют Башмет и Чайковский, дирижируют Ростропович и Спиваков. Куда податься нашим дирижерам: на биржу труда или, может, выучиться играть на альте в первой позиции, что Зива и Скульский однажды уже предложили?
-- Играть в первой позиции на альте гораздо труднее, чем дирижировать. Дирижер -- это, безусловно, специальность. Надо учиться, но тем не менее это самая засекреченная профессия. Иногда дирижер одной рукой тактирует, а получается феноменальный результат. У других и результат феноменальный, и пластика шикарная. Есть дирижеры, которые больше работают на зал. В этом случае музыка для зала "прожевывается". Наверное, это тоже должно быть. Дирижера всегда можно узнать по стилю, а вот скрипача -- не всегда.
У меня давно была мечта продирижировать этой симфонией, так как это очень трудно, особенно если исполнять все ремарки автора. Можно по пальцам перечислить дирижеров, которыми я был удовлетворен. Конечно, это было замечательно с Гергиевым, Дэвисом.
Кстати, небольшая справка для тех, кто путает скрипку с альтом. Альт -- смычковый инструмент из скрипичного семейства, занимающий положение между скрипкой и виолончелью. По размерам альт чуть больше скрипки. И тембр альта ниже скрипичного. Исполнять технически сложные пассажи на альте гораздо труднее.
"Гарольд" и тамбовские бандиты
Симфония специально задумана автором для исполнения в сочетании с "Гарольдом в Италии". Создавая свою версию возможных странствий "Гарольда в России", композитор не ставил задачу строго следовать детализированной литературной программе. Хотя некоторые образы его своеобразной симфонии-баллады совпадают по музыкальной драматургии с сюжетной канвой "Гарольда в Италии". Характеристику романтического героя автор поручает меланхолическому тембру солирующего альта.--У меня есть марш, который перекликается с четвертой частью симфонии Берлиоза "Оргия разбойников", -- рассказывает Чайковский. -- Мне кажется, что это марш какой-то тамбовской группировки, куда попадает Гарольд. Уж если он в Италии попал к разбойникам, то в России он стопроцентно к ним должен попасть. Партия альта начинается с темы Берлиоза -- с его темы "Гарольда в Италии".
Герой не совсем понимает, что у нас происходит. Песня, которую он решил спеть в России (так же, как в Италии) -- это не совсем песня. Не до того. Другой климат, холод. Но я не хотел сделать совершенно безнадежную музыку. Герой покидает Россию с большим недоумением, но с надеждой, что, может быть, еще вернется и песню допоет. Это Гарольд в сегодняшней России. С одной стороны, он попадает в жесткие ситуации, с другой стороны, он продолжает петь о красоте жизни и о том, что мы все хотим счастья. Но мне кажется, что он все-таки с улыбкой уезжает. И мне хотелось бы, чтобы он вернулся.
-- Если бы вы писали симфонию сегодня, вы что-нибудь изменили бы в ней?
-- Не думаю. Я бы сделал приблизительно то же самое, если говорить об общей концепции. Но если бы я знал тогда, что мне самому придется дирижировать этой симфонией, я бы что-то сделал проще. Тогда я об этом абсолютно не думал.
О лишнем билете, которого не было
Билеты на концерт были раскуплены задолго до премьерного концерта. Субботним вечером у ворот Кремля и на дорожках, ведущих к филармонии, поджидали необилеченные, с надеждой заглядывая в глаза прохожим. А в кассе в это время толпилось столько народу, что дверь открывалась с трудом. Свободных мест в зале не наблюдалось, более того, вдоль стен стояли пронумерованные стулья.В концерте вместе с Юрием Башметом и Александром Чайковским приняли участие московские музыканты Елена Ревич (скрипка) и Михаил Березницкий (альт). Альтист Михаил Березницкий играет у Башмета в ансамбле в первых скрипках. Он скрипач и альтист в одном лице. Он занял третье место на Международном конкурсе альтистов в Англии, первое место в Москве, и на деньги, которые получил за победу, купил себе скрипку. Фанатичный, по мнению маэстро, человек. Явный лидер, который продолжает играть на скрипке в "Солистах Москвы".
Цветы, аплодисменты -- все это было. Но "на бис" маэстро не вызывал никто. Публика осведомлена: Башмет "на бис" не играет. О чем, кстати, он еще раз напомнил на встрече с журналистами.
Бывают исключения. Например, в юбилейный год Баха можно исполнить одно его произведение "на бис". Вот, собственно, и все. Теперь Башмета можно будет увидеть на сахаровском фестивале, куда, по его словам, любой музыкант считает за честь быть приглашенным.
Вместо эпилога
-- Юрий Абрамович, какая самая лучшая новость была у вас за последнее время?-- Грузинский композитор Гия Канчели посвятил мне свое новое произведение. Это 45-е по счету произведение, посвященное мне разными авторами.
Имена тех, кто посвятил альтисту Башмету свои творения, известны всему миру: Шнитке, Канчели, Денисов, Губайдулина, Эшпай, Рудерс, Тавенер, Головин и Раскатов.
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде