главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
декабрь16, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Топливный кризис перерастает в промышленный

Проблемы с поставками газа в область привели к тому, что Горьковский автозавод вынужден перенести запуск производства новой модели легкового автомобиля "Волга-3111". Слух об этом разнесся по городу за три недели до объявленной заводом даты -- 25 декабря -- начала нового производства. В пресс-службе ГАЗа слух не подтвердили, сообщив, что пока никаких заявлений о переносе сроков руководство завода не делало, но основания для беспокойства все же есть: ситуация на автозаводе действительно нелегкая.
Дважды пострадавший
В минувший вторник на заседании Законодательного собрания президент ГАЗа Николай Пугин выразил недовольство поставками газового топлива на предприятие. Из требующихся для поддержания нормального температурного режима на предприятии трех миллионов кубометров топлива в день поступают только два. В отопительный период с декабря 1999 года по апрель 2000 года завод вынужден будет потратить на приобретение топлива 850 миллионов рублей.

Другими словами, при отсутствии природного газа автозавод вынужден закупать более дорогой мазут, что многократно увеличивает издержки. Экономить на топливе ГАЗ не может, так как от его котельных и ТЭЦ зависит подача тепла и электричества в три района города. Таким образом, завод вынужден отвлекать средства от производственных проектов, что соответственно приводит к замедлению темпов их реализации.

Основное недовольство Николая Пугина, однако, вызвали не сам факт ограничения подачи газа, а причина этого ограничения и порядок его введения. "Нижегородоблгаз" ввел ограничения на потребление газа промышленными предприятиями для обеспечения работы муниципальных котельных в период похолодания, чтобы город в целом мог уложиться в лимиты, определенные для него поставщиками газа. Мало того, что пострадали все промышленные предприятия -- и правые (не превышавшие лимитов потребления газа), и виноватые, -- жители городских районов, отапливаемых Автозаводской ТЭЦ, также могли оказаться обделенными. А чтобы сохранить приемлемую температуру в их квартирах, автозаводу пришлось в значительной большей степени увеличить потребление мазута.

Притча во языцех
Впрочем, с проблемами из-за перебоев с обеспечением газом столкнулся не только автозавод. Остановка работы в цехах Нижегородского машиностроительного завода стала поводом для недовольства первого вице-мэра Нижнего Новгорода Сергея Абышева. Он считает, что областной департамент топливно-энергетического комплекса и ОАО "Нижегородоблгаз" плохо координируют работу топливно-энергетического сектора и не справляются с обязанностями. По его мнению, если бы договоры на поставку газа в область заключались в августе, они обошлись бы почти вдвое дешевле, чем сейчас. Теперь же "Нижегородоблгаз" не только не может обеспечить потребителей газом, но и не координирует его потребление, в результате чего многие предприятия области превышают лимит на газ, а поставщик "Волготрансгаз" из-за этого сокращает его подачу всему городу.

По словам Алексея Санникова, руководителя ОАО "Нижновэнерго", в особо сложном положении из-за проблем с газом оказалась Сормовская ТЭЦ. Подача газа на нее в период холодов сокращается из-за увеличения его потребления муниципальными котельными, "сидящими" с ней на одной трубе. В результате в октябре, например, Сормовская ТЭЦ не получила ни одного кубометра из объема газа, дополнительно закупленного и оплаченного "Нижновэнерго".

Недовольство работой "Нижегородоблгаза" у нижегородских промышленников и руководителей городов и районов области назрело давно. Теперь из-за него они несут и огромные убытки.

Впрочем, Николай Карманов, генеральный директор "Нижегородоблгаза", утверждает, что обязанности Облгаза -- следить за технической исправностью вентилей и задвижек, а не заниматься вопросами контроля за потреблением газа. Возникает вопрос: а кто тогда должен заниматься этим контролем?

Во всем виноват экспорт
Одно из наиболее распространенных объяснений в сложившейся ситуации заключается в проведении параллелей между рынком нефтепродуктов и рынком газа.

Первый вице-премьер и министр путей сообщения правительства РФ Николай Аксененко считает, что проблемы с газовым топливом в ближайшее время сохранятся, поэтому без запрета на экспорт топлива в ближайшее время не обойтись. Во время своего кратковременного визита в регион первый вице-премьер сказал: "После того как российские ГСМ были выброшены на мировой рынок, в России был запрещен вывоз мазута и сжиженного газа. Поскольку природный газ на внутреннем рынке в три раза дешевле сжиженного, а также жидкого топлива и в два раза дешевле твердого топлива, хозяйства отдают предпочтение природному газу. Проблемы будут сохраняться, без запрета экспорта топлива не обойтись".

Под пропагандистским прикрытием
Вместе с тем "Газпром" сейчас ускоренными темпами ведет работу по подготовке строительства по дну Черного моря газопровода стоимостью 1,7 миллиарда долларов совместно с итальянской государственной газовой компанией ENI в рамках совместного проекта "Голубой поток", предусматривающего поставку в Турцию природного газа начиная с 2001 года в объеме до 16 миллиардов кубометров. Этот проект конкурирует с поддерживаемым американцами проектом сооружения газопровода Туркмения -- Турция, начало строительства которого намечено на весну 2000 года. Пока "Газпрому" удается опережать конкурентов по срокам начала строительства. Чтобы удержать за собой конкурентные преимущества в дальнейшем, ему необходимо обеспечить гарантированные поставки запланированных объемов газа.

В дилемме "увеличение добычи или сокращение поставок на внутренний рынок" "Газпром", похоже, выбрал второй вариант, как более быстрый и дешевый. И лимиты на потребление газа, вводимые им для регионов, и публичное обсуждение возможности введения экспортных ограничений призваны приучить общественность и хозяйственников к возможному возникновению в будущем проблем с получением такого удобного топлива, как газ. Реально возможно не ограничение поставок газа на экспорт, а более жесткое нормирование его поставок некоторым категориям потребителей внутри страны.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика