ввиц |
Нижегородские новости
декабрь15, 1999г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Диагноз - астма
В декабре нынешнего года исполняется тридцать лет со дня образования в нашем регионе медицинской службы аллергии и астмы. Накануне праздника, который состоится 15 декабря, наш корреспондент встретился с основателем этой службы - главным детским аллергологом Нижегородской области Майей Абелевич и попросил ее ответить на несколько вопросов.- Майя Михайловна, приходилось слышать, что сегодня аллергией в той или иной степени страдает чуть ли не половина детей. Так ли это? Если да - то с чем это связано?
- Официально зарегистрирована цифра сорок процентов, но, возможно, и больше. Потому что проявления аллергии могут быть различны и не всегда их удается распознать.
Но одно ясно, - проблема есть и с ней надо бороться.
Причины возникновения аллергии различны. Основная - это наследственность. Если в семье кто-то из ближайших родственников страдает аллергическими проявлениями, то есть большая вероятность, что ребенок родится с готовностью получить это "наследство". Надо иметь в виду, что он не рождается сразу с аллергическими заболеваниями, но появляется предрасположенность. А дальше наша задача (медиков, родителей, окружающих) - оградить ребенка от всего того, что способствует реализации этих проявлений.
Наиболее эффективные результаты дает работа с будущими мамами, еще до рождения ребенка. Врачи, медицинские сестры должны подробно рассказать им, что нужно сделать, чтобы не омрачить будущее их сына или дочери. Это должно вылиться в большую социальную работу, которая даст огромный экономический эффект. Ведь одно дело вести профилактическую работу и совсем другое - лечить больных, инвалидов.
Очень важная часть профилактической работы - это патронаж беременных на последнем месяце. Будущим мамам объясняют, какие предметы необходимо убрать из квартиры, какие пищевые продукты исключить из рациона. Особенно важно, чтобы в квартире никто не курил. Табачный дым очень сильный фактор, влияющий на предрасположенность к болезни.
- Родители детей-аллергиков, как правило, люди не богатые. А расходы на ребенка возрастают. В этой связи не предусмотрены ли какие-либо льготы?
- У нас есть список льготных лекарств для детей, страдающих аллергией и бронхиальной астмой. Он пересматривается два раза в год. Но снабжение идет не без проблем. Все упирается в финансирование, и родители бесплатно получить те или иные препараты могут далеко не всегда.
Действует бесплатная образовательная программа. В частности, в поликлинике детской областной больницы по вторникам и четвергам проходят циклы лекций. Прийти может любой, кому интересна эта тема.
Есть возможность лечения в санатории. Он расположен рядом с Нижним Новгородом, в деревне Большая Ельня и рассчитан на 150 мест. Там дети (с 3 до 14 лет) лечатся без родителей, под присмотром опытных специалистов. Получают все, что им положено - лекарства, питание, процедуры. Так как санаторий работает круглогодично, то дети школьного возраста там учатся.
- И каким образом ребенок может попасть в этот санаторий?
- Надо обратиться к участковому врачу. Если ребенок проживает в Нижнем Новгороде, то заявки поступят в горздравотдел, если в районах области - в областную больницу.
В санаторий ребенок должен прийти уже обследованным.
Конечно, многие родители не хотели бы оставлять ребенка один на один с врачами. Но все санатории типа "Мать и дитя" - профсоюзные.
- Каким образом аллергия перерастает в бронхиальную астму?
- Бронхиальная астма в основе своей - это аллергическое воспаление бронхов. Безусловно, все, кто страдает аллергией, имеют шанс заболеть бронхиальной астмой. И если не принять необходимых мер (о них мы уже говорили), то ребенок заболеет.
Но даже если он заболел, ни в коем случае нельзя опускать руки. Нужно немедленно приступить к профилактике, чтобы болезнь не перешла в более тяжелую форму, чтобы не допустить инвалидности.
- По астме может быть определена инвалидность?
- Да. В Нижегородской области 420 инвалидов по астме и атопическому дерматиту. Они получают дополнительное пенсионное обеспечение.
- А сколько в области больных астмой?
- Около 10 тысяч человек. Но это официально. Цифра далеко не точная. Дело в том, что очень плохо диагностируются легкие формы астмы.
- Когда ребенку ставится диагноз "бронхиальная астма", родители, как правило, впадают в шок, понимая всю серьезность этого заболевания. Сразу возникают вопросы - что делать? Как дальше жить?
- Диагноз действительно серьезный. Но надо понимать, что чем раньше он поставлен, тем лучше. Раннее лечение дает очень хороший эффект.
Поэтому не надо паниковать, не надо бояться. И самое главное, не надо прислушиваться к случайным советам.
У нас, как я уже говорила, имеются хорошие образовательные программы. И родители, прошедшие астма-школу, уже совсем другими глазами смотрят на возникшие проблемы. И они не паникуют, когда у детей случаются обострения, а квалифицированно оказывают доврачебную помощь.
- Есть мнение, что с годами у ребенка астма проходит. Так ли это?
- Тридцатилетний опыт работы позволяет мне сказать, что есть пациенты, которые длительное время не болеют, даже если они имели тяжелую форму астмы. Есть даже такие, кто поступил в военные училища, а там очень жесткий отбор.
Тем не менее, можно ли сказать, что человек полностью излечился от астмы? Во всем мире обсуждается этот вопрос. И ученые пришли к выводу, что астма - это хроническое воспаление. Его можно хорошо конролировать препаратами, вызвать длительную ремиссию. Однако...
Чтобы было более понятно, я хочу привести сравнение с тлеющим угольком, из которого может разгореться пожар.
Еще хочется сказать о том, что есть мнение - якобы ребенок-астматик должен находиться в особой группе, под особым контролем. Я против этого. Ни в коем случае нельзя делать жизнь астматика неполноценной. Он должен получать полную физическую нагрузку (под контролем, естественно). Надо лишь иметь под рукой препараты, которые могли бы снять возможное обострение от физической нагрузки.
- Вы были организатором службы аллергии и астмы в Нижегородской области. Не могли бы вспомнить, как все это происходило?
- Чтобы какая-то проблема тебя заинтересовала, надо иметь личный интерес. Так и со мной случилось. Я заболела. А поскольку в то время аллергией никто не занимался, пришлось искать способы лечения самой. Я обратилась в Москву, где только-только открылось отделение аллергии и астмы на базе института педиатрии. И постепенно увлеклась. Да так, что стала проситься у руководства областной больницы, где работала педиатром, отпустить меня в Москву учиться. В конце концов дали мне командировку.
Я прошла курс обучения и стала одним из пяти первых аллергологов в России. Но, вернувшись в свою больницу опять стала педиатром, потому что вакансии по новой специальности не было. Аллергией занимались на общественных началах (ставила пробы на аллергены, консультировала больных и т.д.). С 1969 по 1971 год я и медсестра Лилия Панкратова работали без оплаты. Затем обучила еще одного врача - Ларису Григорьевну Яновер (сейчас она работает заведующей отделением пульмо-аллергологии). И лишь когда руководители больницы увидели, что дело-то все-таки идет, нам выделили помещение, ставки. Мы стали получать кое-какое оборудование.
Месяц от месяца популярность нашей службы росла. Очереди были огромными. Оно ведь и понятно. Такой службы почти нигде не было. Ее организовали к тому времени только в Москве, в Молдавии, в Нижнем... и все.
- На ваш взгляд, каких наиболее значимых успехов удалось добиться за 30 лет?
- Самым большим успехом мы считаем, что у нас нет гормонозависимых детей. Нет детей, которые бы не выходили из обострения бронхиальной астмы. Мы очень хорошо научились ее конролировать.
Как результат у нас мало тяжелых больных (всего 8 - 14 процентов). Легкие формы занимают больше пятидесяти процентов.
За 30 лет наша служба разрослась, и теперь почти в каждой детской поликлинике есть свой аллерголог или иммунолог.
Мне хочется обратить внимание и на такой аспект. Лечение астмы в год стоит приблизительно 2400 долларов. Что на Западе, что у нас. Но в цивилизованных странах деньги вкладывают в профилактику, а мы - в лечение. Мы получаем не здорового человека, а вытаскиваем из приступов больного...
Увы, но это действительно так. За профилактику врачам не платят. Им платят за пролеченных больных. И эта система накладывает свой отпечаток.
Источник: "Нижегородские новости"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде