ввиц |
Нижегородские новости
декабрь 06, 1999г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Сколько стоит Нижегородская область?
Из истории государства Российского мы знаем, что мысль посчитать дома своих подданных первому пришла в голову Ивану Грозному. И писцы принялись за дело. Более строго и официально учет недвижимости осуществлялся при Петре I. Так и шло до революции 17 года. Потом был некий перерыв. Но вот в 1927 году советская власть основывает систему БТИ, которая и просуществовала до наших дней.Как и зачем эта система трансформируется сейчас — об этом наша беседа с руководителем недавно образованного ГУП НО “Нижтехинвентаризация” Валерием МЕЛЁХИНЫМ.
— Свою стодневку вы уже пробежали, Валерий Алексеевич. Но прежде чем говорить о делах сегодняшних, хотелось бы кое-что уточнить. В 1996 году главы районов подписали генеральное соглашение с губернатором о передаче БТИ в ведение муниципалитетов, а конкретно — под крыло муниципальных комитетов по управлению имуществом. Это что, было неверное решение? Или появились факты о несостоятельности таких районных образований?
— Нет и нет! Кроме благодарности председатели КУМИ, поддержавшие, сохранившие и развившие начавшую к тому времени разрушаться систему БТИ, ничего не заслуживают. Поэтому и решение на тот момент было правильным. Но уже в том 274 постановлении губернатора, делегировавшем часть государственных полномочий органам местного самоуправления, было записано, что действует оно до вступления в силу федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По логике вещей, еще раньше должен был быть принят закон о техинвентаризации недвижимости. Постановление заполняло правовой вакуум.
— Но закон о техинвентаризации ведь еще не появился?
— К его появлению все готово. Мы очень надеялись, что Государственная Дума нынешнего созыва успеет его принять. К сожалению, наши ожидания не оправдались.
За два минувших года было введено несколько федеральных законов, в том числе основополагающий для нас закон о государственной регистрации прав на недвижимость. В нем четко определены функции органа учета, который и должен удостоверять документы, представляемые на регистрацию. На основании этого закона в области приняты нормативные акты о создании учреждения юстиции по регистрации прав собственности на недвижимое имущество, ГУП НО “Нижегородтехинвентаризация” и Федерального кадастрового центра.
Таким образом выстраивается стройная система: учет недвижимости — учет земли — регистрация прав и сделок по владению собственностью.
— Социализм — это учет! Мысль верная и для наших дней, как бы мы не называли нынешний строй.
— Да, хотим мы этого или не хотим, без учета и контрольных действий мы никуда не денемся.
— Что происходит в других регионах России?
— Действительно, это делается не только в Нижегородской области. Хороший опыт есть в Саратове, особенно понравился мне опыт Оренбурга, над тем же работают в Челябинске и Екатеринбурге и т. д.
— То есть мы не впереди “планеты всей”?
— К сожалению, да. Но считаю, что именно те документы, которые приняты нашим губернатором, дали новый толчек в развитии системы инвентаризации и учета недвижимости по всей России.
— Законотворчество, нормативные акты — скучная материя для неспециалиста. В то же время правила, устанавливаемые законами, вторгаются в жизнь каждого человека. Поэтому расскажите о последних успехах нижегородцев на поле права.
— Я недавно был в Москве на большом всероссийском совещании, организованном Госстроем, Минюстом и Росархивом. Нас привлекли к разработке ряда документов и положений. Скоро на места будут отправлены положение о государственном учете объектов недвижимости и положение об архивах технической инвентаризации в РФ. Ведь архивы БТИ — это государственная собственность, находящаяся в пользовании субъектов федерации. Сейчас мы готовим нормативный акт, который позволит провести полную инвентаризацию этих архивов и осуществить прием и передачу их от комитетов по управлению имуществом в ГУП “Нижтехинвентаризация”.
— Система, как вы говорите, покоится на “трех китах” — учет недвижимости, учет земель и регистрация прав собственности на все это имущество. Когда она заработает синхронно, что это даст нижегородцам?
— Кто может сейчас ответить на вопрос: сколько стоит наша Нижегородская область? Какие инвестиции под эту стоимость можно привлекать? Много споров, много критики.
— А ответа-то нет?
— Нет ответа. Это первое. Второе — система даст прозрачность при формировании бюджета. Она позволит учитывать состав налогооблагаемой базы и в целом по субъекту федерации, и по каждому муниципальному образованию. Вот в чем преимущества новой системы.
— Какова структура вашего государственного предприятия?
— На базе действующих БТИ мы создаем филиалы на территории области. Они наделяются текущим расчетным счетом, имеют самостоятельный баланс, который является составной частью общего баланса Нижтехинвентаризации. Руководители филиалов назначаются по представлению мэров.
— А если вы не согласуете назначение?
— На практике такого не было. Наша позиция такова: глава администрации лучше знает свои кадры, и мы ему полностью доверяем.
Далее. Мэр имеет полное право пользоваться всеми данными по своему району — доступ беспрепятственный.— И бесплатный?
— Это естественно. Мы должны работать не только на субъект федерации, но и на муниципальные образования.
— Сколько на сегодня создано филиалов?
— 14 филиалов уже прошли через Регистрационную палату. Готовим документы еще на 10. От остальных районов ждем представления.
— Валерий Алексеевич, насколько гладко идет образование филиалов? Известно, что у вас есть сторонники, есть и противники.
— Я благодарен тем главам районных администраций, которые с пониманием подошли к решению этой проблемы. Мы ведь работаем не на себя, не на чиновников, а на население. Человек приходит, чтобы зарегистрировать свою собственность. И мы должны позаботиться, чтобы это произошло четко и быстро.
Особая благодарность Вячеславу Ивановичу Боляку, главе Кстовского района. Сначала он сомневался. Но как юрист понял, что функции учета недвижимости — это государственные функции. Мы с ним посидели и выработали целую программу для организации службы работы с клиентами. Суть ее: куда бы человек не пришел — в центр регистрации прав на недвижимость или в Земельный кадастр, или в Нижтехинвентаризацию, его бы не посылали по кругу, а обслужили в одном месте. Это что-то похожее на службу единого окна в Дзержинском центре регистрации прав на недвижимость (ранее В. Мелехин работал председателем КУМИ г. Дзержинска — О. А.). И на примере Кстова мы попробуем отработать систему для всей области.
— А у тех, кто до сих пор сомневается, стоит ли приобщиться к этому процессу, — почему у них такая позиция? Может быть есть какие-то причины, о которых мы не говорим вслух?
— Действительно, не все хотят прозрачности в бюджетных делах. В приватной беседе один из руководителей налоговой районной инспекции мне прямо сказал: “Мне не выгодно собирать с граждан налог на имущество — я буду ругаться с ними, мне этого не хочется. И во-вторых, может быть меньше дотаций от области”.
Иные кричат: власть уходит! Да ничего не уходит, все остается. Но полномочия субъекта федерации — в полноте обладания информацией. И у меня задача государственная: определить налогооблагаемую базу, чтобы цифры по налогам были взяты не с потолка.
— Значит, вам все же приходится с кем-то “бодаться”. С кем?
— Мы ни с кем не “бодаемся”. Мы сидим за столом переговоров и отрабатываем юридические подходы, чтобы наши решения не отразились негативно на гражданах, которые регистрируют право собственности.
Проблемные вопросы у нас остались по некоторым районам. В Балахне, например, изначально было создано муниципальное предприятие, которое не вписывается в правовое поле. И по Н. Новгороду. Мэр имеет право создавать муниципальное предприятие, которое может заниматься инвентаризацией, оценкой и учетом муниципальной собственности. Пожалуйста! Но что касается государственного учета недвижимости — это полномочия субъекта федерации. И то, что Балахна и Н. Новгород выполняют государственные функции — тут нам надо отрабатывать эти вопросы. Думаю, что сумеем договориться и не допустить конфликта. Сюда не надо вносить политики.
— Какое время отпущено на все эти дела?
— Время определено — до 1 января 2000 года. С этого момента учреждение юстиции по закону обязано принимать документы на регистрацию прав собственности только удостоверенные государственным органом учета.
— А если какой-то район не успеет образовать филиал к сроку, чем это может обернуться для его жителей? Гражданин захочет продать свою квартиру, садик, домик...
— Вот я и не хочу, чтобы этот гражданин проклинал власть за то, что она не сумела обеспечить ему безболезненную регистрацию права его собственности. И постараюсь этого не допускать.
— Таким образом, вы разъяснили то, что касается сделок с частной собственностью. Но есть ведь еще собственность государства, акционерных обществ.
— Да, мы будем заниматься точным учетом, оценкой всей недвижимости Нижегородской области. У нас много неучтенных, неоцененных объектов на промышленных предприятиях. Думаю, в этой нашей работе заинтересованы все, начиная с муниципалитетов и кончая правительством РФ. Налог на имущество физических лиц формирует местный бюджет, налог на имущество предприятий — и федеральный, и областной, и местный бюджеты.
— Но работа с предприятиями очень объемна. И она — надолго?
— Да. Мы принимаем сейчас от них заказы на инвентаризацию и оценку. Заключили договоры с ГАЗом, Верхневолжскими магистральными нефтепроводами, с другими предприятиями. Забегая вперед, скажу, что сейчас начинается инвентаризация и оценка таких гигантов, как РАО ЕЭС, Газпром, магистральные нефтепроводы. Их будет инвентаризировать Ростехинвентаризация — и привлекать к этой работе такие государственные предприятия, как наше.
— Валерий Алексеевич, а где вы берете кадры?
— Ищем! И будем готовить сами. Я могу через вашу газету доложить всем специалистам, что Госстрой согласовал нам создание Нижегородского филиала Российского центра по подготовке кадров в области инвентаризации, ведения архивов, кадастра недвижимости, оценки и риэлтерской деятельности. Мы будем работать по одной государственной программе на базе одного из учебных заведений.
— Какого?
— Скорее всего на базе строительного университета, хотя это еще окончательно не решено. Более того, мы определили узловые точки в области: будем обучать кадры не только в Нижнем, но и в Перевозе (южные районы), в Шахунье (север) и возможно в Выксе (запад).
— Период становления идет быстро. Каковы ожидаемые результаты? Перспективы?
— Пришло время для появления программы развития земельно-имущественных отношений на конкретный период времени. У руководства области появится видение, что есть сейчас, что будет через 5 лет — в части налогообложения, инвестиций.
Пришло время и для системного анализа рынка недвижимости — узнать наконец-то, сколько стоит Нижегородская область. И проводить соответствующую инвестиционную политику.
А конкретно для своей структуры и аналогичных ей в стране я предложил в Москве новое название: Федеральная служба по инвентаризации и оценке недвижимости.Источник: "Курс"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде