ввиц |
Нижегородские новости
ноябрь 02, 1999г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Бартер: долги на доходы
На фоне скандалов с "Итерой" и скупкой объектов гостинично-туристического бизнеса "Газпром" продолжает попытки передела топливного рынка в свою пользу.
Делиться надо...
Жизнь "Газпрому" последнее время осложняли не только журналисты и кандидаты в депутаты. Расследование некоторых финансовых операций концерна, хотя и может обеспечить головную боль его руководителям, само по себе не способно оказать серьезное влияние на его позиции на рынке.
Серьезной угрозой для "Газпрома" являются не прекращающиеся со времен правительства Сергея Кириенко попытки заставить монополию в большей степени делиться с бюджетом. Само по себе это естественное требование. Однако "Газпром" не только пользуется преимуществами своего монопольного положения на российском рынке, но и несет нелегкий груз обязанностей: именно "Газпром" экстренно поставляет газ на электростанции в тех регионах, где нехватка мазута ставит под угрозу стабильность работы региональных энергосистем. Значительная часть котельных, обеспечивающих теплом и горячей водой жилые дома, тоже работают на газу. В результате в должниках "Газпрома" ходит полстраны.
Не получая за поставляемый внутри страны газ "живых" денег, "Газпром" фактически кредитует российскую экономику и выживает только за счет экспортных поставок. Более того, далеко не за весь экспорт "Газпром" получает деньги. Украина не только не оплачивает полностью получаемый из России газ, но и, по сути, ворует газ, направляемый транзитом через ее территорию на экспорт в Европу.
Убыточный патриотизм
Проблема украинских долгов недавно была решена: в счет своих долгов Украина возвратит России доставшиеся ей при разделе Вооруженных Сил СССР стратегические бомбардировщики, которые ей самой совершенно не нужны и которые она должна была бы в противном случае пустить на лом. Самолеты получат российские ВВС (или ядерные силы сдерживания), а что получит "Газпром", пока неясно. История с многолетними долгами государства предприятиям по оборонному заказу не позволяет надеяться на быстрое разрешение проблемы.
Еще менее ясен для "Газпрома" финансовый результат возобновления поставок газа в Югославию. "Газпром" не только взялся в преддверии зимы обеспечивать снабжение сербов топливом, но и прогарантировал возвращение долгов режима Милошевича Венгрии за использование венгерской трубопроводной системы в прошлые годы. В отличие от Нижегородской области "Газпром" имеет за рубежом валютные счета и многомиллиардную собственность и отказаться платить по своим обязательствам не может: на его зарубежные активы тут же наложат арест. Следовательно, "Газпром" не только будет обеспечивать сербов газом, но и еще сам приплатит за это.
Молоко за вредность
Понятно, что речь идет в одном случае о внутри-, а в другом -- о внешнеполитических интересах России. Понятно и то, что "Газпром" -- компания с большой долей государства в акционерном капитале. Тем не менее эта компания имеет и частных акционеров, в том числе иностранных, и защищать их интересы руководство концерна обязано (к тому же топ-менеджеры компании сами владеют пакетами акций "Газпрома", пусть и не очень большими).
Ясно, что в результате торга и за увеличение количества представителей государства, и за описанные выше действия "Газпрома" по поддержке государственных интересов компания потребовала и получила что-то взамен.
Прекращение "наездов" со стороны Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции -- слишком маленькая плата за такие жертвы. Видимо, "Газпрому" было обещано что-то еще.
Одно из обещаний, вероятно, заключается в предоставлении "Газпрому" доступа в тот сектор российского топливного рынка, который сохраняет максимальную привлекательность и на котором до сегодняшнего дня "Газпром" практически не присутствовал. Речь идет о рынке моторного топлива. "Монитор" уже писал об этом в № 36 за этот год (материал "Новый передел").
Перспективный сегмент внутреннего рынка
В отличие от коммунального хозяйства, автомобилисты являются платежеспособными покупателями. Более того, это не самые бедные россияне. К тому же газ может оказаться более дешевым топливом, чем бензин или солярка, и, следовательно, массовый переход на этот вид топлива может снизить себестоимость автотранспортных перевозок.
Больших препятствий на пути к этому раю три: необходимость крупных вложений в строительство газозаправочных станций, немаленькая стоимость переоборудования автомобиля под бензин и противодействие появлению нового конкурента со стороны нефтяных компаний.
Именно это противодействие и послужило причиной столь трудного прохождения через российский парламент проекта закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Принятый Госдумой, он был затем отклонен Советом федерации и направлен в согласительную комиссию.
Закон устанавливает приоритет использования природного газа в качестве наиболее перспективного в экологическом отношении и более экономичного моторного топлива, а также основы стимулирования его использования. Кроме того, закон определяет правовые основы использования природного газа в качестве моторного топлива, принципы государственного регулирования замены им моторного топлива, полученного на основе переработки нефти.
Естественно, от того, как конкретно будут прописаны в законе эти положения, зависит, насколько резко начнет происходить передел топливного рынка в пользу "Газпрома". Политический момент для такого передела после летнего бензинового кризиса вполне подходящий. Нефтяные компании заинтересованы в увеличении экспорта нефти и нефтепродуктов, а государство, борясь с бензиновым и топливным кризисами, пытается этот экспорт ограничить.
Сэкономить на расходах
Завоевание рынка моторного топлива -- дело долгое, даже если оно, как в Москве, пользуется поддержкой городских властей. За это время и ситуация на рынке может стать иной, и власть может перемениться. Кроме того, после возвращения в совет директоров компании Виктора Черномырдина концерн стал напоминать российский герб, на котором орел тоже с двумя головами. И хотя Виктор Черномырдин, по-видимому, не претендует на реальный доступ к рычагам управления компанией, в связи с его политическими планами потребность руководства компании в финансовых ресурсах значительно увеличилась.
В этих условиях Рем Вяхирев не только нашел, на чем сэкономить, но и, похоже, сумел об этом договориться в правительстве. По крайней мере, официально объявленные "Газпромом" планы сокращения поставок газа на ТЭЦ не вызвали неодобрительной реакции министра топлива и энергетики Виктора Калюжного, директивно расписывавшего нефтяным компаниям, сколько тонн мазута и в какие сроки необходимо поставить для той или иной региональной энергосистемы.
Большинство котельных могут работать как на газе, так и на мазуте. Поэтому сокращение подачи газа можно компенсировать увеличением поставок мазута. Правда, еще недавно с мазутом были большие проблемы. Однако введенное правительством ограничение экспорта мазута и административный нажим на нефтяные компании позволили этот вопрос решить. На этой неделе Анатолий Чубайс заявил, что запасы мазута на зиму к 1 ноября достигнут плановой отметки.
Другое дело, что и за мазут и за газ платили до сих пор не слишком регулярно. В результате происходящей "рокировочки, понимаешь" "Газпром" ушел из безденежного сектора рынка, сократив текущее количество неплатежей и обеспечив себе перспективу прихода в прибыльный и денежный сектор рынка нефтепродуктов -- моторного топлива для автомобилей.
Что день грядущий нам готовит?..
Что касается перспектив Нижегородской области, то возможное в результате этих изменений увеличение доли нефти, отправляемой на экспорт, и возможное сокращение выработки бензина снизят шансы на увеличение загрузки "НОРСИ". В то же время необходимость централизованного государственного содействия в обеспечении регионов топливом на зиму дает шанс пролоббировать через правительство вопрос о направлении на переработку (для получения мазута) дополнительного количества нефти на кстовский НПЗ. Другим шансом является интенсификация переговоров со структурами "Газпрома" по всему комплексу проблем -- от обеспечения сырьем дзержинской нефтехимии до строительства на территории области газовых заправок и решения вопроса о комплектации хотя бы части газовской продукции аппаратурой для использования газа. А в обмен на это можно попросить сделать для Нижегородской области исключение в вопросе сокращения газоснабжения и помочь в организации загрузки "НОРСИ".
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде