ввиц |
Нижегородские новости
сентябрь 06, 1999г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Напрасные жертвы
Продержав область на голодном пайке все лето, власти подняли цену на бензин перед самым увеличением его предложения.Разрешив повысить цены на бензин, власти сделали своеобразный подарок ко Дню работника нефтяной и газовой промышленности, который отмечается в это воскресенье. Или, может быть, это была подготовка к намеченному на пятницу совету директоров "НОРСИ-ОЙЛ", на котором ситуация с обеспечением региона бензином должна была обсуждаться наряду с финансовыми показателями деятельности компании.
Среднемесячная реализация бензина "Нижегороднефтепродуктом", составлявшая в 1998 году 16--17 тысяч тон, в апреле -- августе этого года поднялась до 22 тысяч тонн. В том числе объем продажи нефтепродуктов из товарной нефти, принадлежащей "НОРСИ-ОЙЛ", составил 12,5 тысячи тонн, а 9,5 тысячи тонн нефтепродуктов принадлежали собственникам давальческой нефти, поступившей на завод "НОРСИ" на переработку. Кроме того, еще три тысячи тонн собственных нефтепродуктов компания "НОРСИ-ОЙЛ" поставляла по железной дороге структурам "Нижновэнерго", передавала муниципальным предприятиям в счет уплаты налогов в местный бюджет города Кстова и т. д.
До начала кризиса доля "Нижегороднефтепродукта" на нижегородском рынке бензина не превышала 50 процентов. Остальные нефтепродукты владельцы частных АЗС получали, поставляя давальческую нефть на "НОРСИ" на переработку, или завозили из других регионов.
Сейчас большинство давальцев предпочитают платить "НОРСИ" за процессинг (переработку нефти) деньгами, забирать произведенный бензин и вывозить его в другие регионы, где цены на него более высокие. На конец августа в Санкт-Петербурге цена 92-го бензина составляла шесть рублей, в Ростове -- семь, а в Новороссийске -- девять.
В результате при увеличившихся поставках на нижегородский рынок собственного бензина "НОРСИ-ОЙЛ" доля других участников рынка снизилась, и общего количества продаваемого бензина стало не хватать.
Из 450 тысяч тонн нефти, переработанной в августе на заводе "НОРСИ", собственная нефть "НОРСИ-ОЙЛ" составляла около 100 тысяч тонн. Выход бензина из тонны сырой нефти составляет около 11 процентов, то есть получаемого количества бензина слишком мало, чтобы насытить рынок. Если бы удалось увеличить закупки товарной нефти, ситуацию можно было бы улучшить. Однако для этого нужно две вещи: деньги и предложение нефти.
Последнее даже более существенно. Загрузка нефтеперегонных заводов в России в этом году заметно снизилась по сравнению с прошлым годом. Следовательно, нефть можно искать только у нефтяных компаний, имеющих избыточные мощности по переработке нефти. Однако и они не горят желанием продавать нефть за рубли. "Татнефть" в погашение своих валютных долгов отправляет на экспорт не треть, как планировалось, а половину добываемой нефти. Однако и остающаяся в стране нефть жестко расписана. В результате из 150 тысяч тонн, которые татарская компания должна была поставить в августе на переработку на "НОРСИ-ОЙЛ" согласно графику Минтопэнерго, она смогла выделить всего 50 тысяч тонн и забрала все произведенные из этой нефти нефтепродукты для выполнения своих обязательств по северному завозу, для поставок своим энергетикам и т. д.Второй возможный путь -- это использование других видов сырья. Например, газоконденсат при переработке дает гораздо больший выход бензина, чем нефть (до 60 процентов). По технологии в составе сырья завода "НОРСИ" газоконденсат не может превышать 43,5 процента. Но это большой резерв для выработки собственного бензина. "НОРСИ-ОЙЛ", по словам президента компании Вадима Воробьева, прилагает отчаянные усилия для поиска поставщиков газоконденсата. При этом основные надежды, естественно, возлагаются на газпромовские структуры. "Сибур" уже готов поставлять сырье для дзержинского нефтехимического комплекса, и есть предварительная договоренность о том, что в сентябре будет поставлено еще десять тысяч тонн газоконденсата на "НОРСИ". Это позволит несколько разрядить обстановку. А на 2000 год "Газпром" обещает запланировать в своем балансе ежемесячную поставку 20--25 тысяч тонн газоконденсата в месяц. Это позволит практически полностью решить проблему с бензином при условии, что его потребление не увеличится, а поставки давальцев сохранятся хотя бы на низком, сегодняшнем уровне.
Этого может не произойти, если Нижегородская область будет по-прежнему оставаться оазисом низких цен. В этом случае не только у давальцев будет прямой резон вывести получаемый на кстовском заводе бензин в другие регионы, но и у водителей транзитного транспорта сохранится стимул заправлять в Нижегородской области полные баки на всю дальнейшую дорогу. Я уже не говорю про откровенно спекулятивную скупку бензина с целью перепродажи. И если бензовозы на дорогах, ведущих за пределы области, можно попытаться остановить милицейскими заслонами, то уровень горючего в баке машины на въезде в область и выезде из нее проверять не станешь.
Поэтому повышение цен на бензин было неизбежно. При этом оно приводит не только к сокращению стимулов к его вывозу в другие регионы -- сокращается и потребление бензина. В результате, если спрос оказывается меньше предложения, дальнейший рост цен становится невозможным. По расчетам маркетологов "НОРСИ-ОЙЛ", сейчас такой критический порог находится на уровне восьми рублей за литр бензина АИ-92. При превышении этой цифры спрос на бензин упадет очень резко.
Только дело в том, что власти, удерживая, несмотря на дефицит топлива, стабильные цены все лето, пошли на повышение цен в преддверии ожидающегося в сентябре увеличения поставок сырья на "НОРСИ". Теперь есть вероятность, что после увеличения предложения бензина на нижегородском рынке цены стабилизируются на более высоком уровне, чем могли бы: у нас в России они даже при избыточном предложении опускаются гораздо менее охотно, чем поднимаются.
Истoчник: " Монитор "
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде