главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
сентябрь 096, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Бег по кругу. А думаем, что мчимся на коне

Наступающая осень, судя по всему, несет нам очередное повышение цен. Бензиновый кризис и опыт прошлого года позволяют сделать прогноз о двукратном их росте. Как и следовало ожидать, региональные власти вновь не готовы что-либо противопоставить очередному кризису. Прошедший год так ничему их и не научил. Цены уже сейчас начинают расти быстрее, чем весной и летом. И в этой ситуации никаких ощутимых товарных запасов продовольствия в регионе не имеется, а решить все проблемы на потребительском рынке администрация собирается за счет некоторых структурных изменений.

История говорит о многом

В департаменте ВЭС и ресурсов происходит очередная реорганизация: управление по развитию потребительского рынка преобразовывается в комитет по развитию потребительского рынка. Делается это для усиления административного контроля в сфере торговли и ценообразования. Новое преобразование заставляет вспомнить историю реорганизации департамента.
Основные изменения в департаменте ВЭС и ресурсов происходили в 1993--1994 годах. Тогда из управления ресурсов было выделено государственное предприятие "Регионконтракт", из управления внешнеэкономических связей -- предприятие "Интербизнесцентр", из управления торговли -- ГП "Комитет по торговле и формированию товарного рынка". Именно тогда, в 1993 году, департамент внешнеэкономических связей и торговли был переименован в департамент внешнеэкономических связей и ресурсов.

С появлением "Комитета по торговле" в областной администрации перестала существовать структура, контролировавшая нижегородскую торговлю. "Комитет" же работал на условиях хозрасчета и был наделен губернатором полномочиями по "формированию товарно-потребительского рынка, материально-технической поддержке деятельности предприятий торговли, общественного питания, пищевой и перерабатывающей промышленности". Также он должен был обеспечивать мукой нижегородские хлебозаводы. Право так называемого оперативного управления предприятием было отдано департаменту ВЭС.
В 1996 году антимонопольный комитет обратил внимание на то, что хозяйственный субъект по уставу не может заниматься вопросами регулирования на потребительском рынке. В конечном итоге устав был изменен с учетом появившегося к тому времени закона "О конкуренции".
Проработав под руководством департамента почти шесть лет, предприятие фактически стало банкротом. По мнению сотрудников "Комитета по торговле", ни одной серьезной бюджетной программы за все эти годы через предприятие не проходило. Известная эпопея с изъятием незаконной алкогольной продукции, в результате чего на складах "Комитета" скопилось огромное количество водки, ничего, кроме убытков, ему не принесла. Большую часть издержек по транспортировке, разгрузке и хранению этой водки предприятие брало на себя.
Даже переработка этой продукции в спирт на АО "Пробснаб", о которой так много говорилось на различных пресс-конференциях, не дала ощутимого экономического эффекта. Принесла убытки "Комитету" и программа по обеспечению малоимущих граждан дешевыми продуктами питания, разработанная в прошлом году как раз во время их резкого подорожания. Магазины просто отказывались покупать продукты у "Комитета по торговле" из-за их сравнительно высокой стоимости. Можно сказать, что на уровне областной администрации эта программа провалилась еще в самом начале.
Сейчас предприятие, где хранится свыше 300 тысяч бутылок алкогольной продукции и свыше 400 бочек со спиртом емкостью 200--250 литров, изъятых из незаконного оборота, минуя процедуру банкротства, готовят к приватизации. Руководствуясь указами президента, руководство Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению назначило в "Комитет по торговле" нового руководителя. А к приватизации это предприятие готовит уже бывший внешний управляющий НЗШВ Анатолий Кусакин.

Возвращение к старому

Создаваемый ныне по распоряжению Ивана Склярова комитет по развитию потребительского рынка создается на базе управления по развитию потребительского рынка, существовавшего в структуре департамента ВЭС и ресурсов. Несмотря на схожесть названий, функции этих подразделений разные. Управление по развитию потребительского рынка в 1996 году было создано для реформирования потребительской кооперации. Вопросами регулирования торговли оно стало заниматься сравнительно недавно.
Вновь создаваемый комитет будет заниматься контролем за состоянием потребительского рынка, цен и обеспечением населения товарами, то есть именно тем, чем в свое время занимались управление в составе департамента ВЭС и торговли, а потом (как оказалось, всего лишь на бумаге) и "Комитет по торговле". По мнению экспертов, в новом комитете может не оказаться начальника упраздняемого управления по развитию потребительского рынка Игоря Гарина, восстановившегося на работу через суд. Между прочим, конкурс на замещение должности начальника нового комитета департамент объявил еще в начале августа.
Существует одно странное совпадение. Создаваемое подразделение в структуре департамента ВЭС и ресурсов будет контролировать ценообразование в регионе. Этим вопросом уже занимается департамент цен. Возникает вопрос: а не начнется ли дублирование одних и тех же функций различными подразделениями областной администрации? Этот вопрос корреспондент "Монитора" задал директору департамента цен Владимиру Коротичу. Ответ был таков: "Этот вопрос нужно задать руководителю департамента ВЭС Валерию Евлампиеву. Что же касается функций департамента цен, то они не изменятся, поскольку утверждены отдельным постановлением. Впрочем, взаимосвязь с этим департаментом будет".
Не исключено, впрочем, что после создания нового комитета департамент цен вовсе будет упразднен. Губернатор уже не раз выражал свое недовольство как его работой, так и его руководством. Особенно критическим было положение Владимира Коротича в июне, когда только начинался бензиновый кризис. Тогда Иван Скляров обвинил департамент чуть ли не в потворстве разного рода посредникам, из-за которых стали расти цены на нефтепродукты. Владимиру Коротичу также припомнили беспомощность департамента во время прошлогоднего финансового кризиса, когда в считанные дни цены выросли как минимум вдвое, и повышение цен на хлеб минувшей зимой. Справедливости ради отметим, что согласно определенным для него функциям департамент может лишь отслеживать ценовую ситуацию в регионе, но действительно не в силах на нее повлиять.

С другой стороны, существование департамента цен может стать неплохим прикрытием для нового комитета потребительского рынка. Опыт прошлого года показывает, что административные меры -- а кроме них, у администрации ничего нет -- слабо защищают нижегородцев от роста цен. Предположим, нижегородцы станут жаловаться губернатору на высокие цены, а он, в свою очередь, станет искать, кого наказать, -- тут-то и пригодится руководителям комитета департамент цен, на который можно свалить все просчеты. Может получиться так, что департамент цен останется в роли получателя тумаков. Ведь он непосредственно отвечает за ценообразование.

Кто будет "крайним"?

История показывает, что пересаживание чиновников из одного кабинета в другой ничего не меняет. В течение шести лет Нижегородская область являлась одной из немногих, где отсутствовал орган управления торговлей. При прежнем губернаторе он стал ненужным, но теперь его пытаются восстановить. Однако появление к осени нового контролирующего органа ситуации не изменит. Рост цен можно сдержать лишь серьезными товарными интервенциями относительно дешевых продуктов из областного запаса. Но никаких запасов зерна, масла, сухого молока, круп, картофеля и так далее у нас в области по-прежнему нет. А потому нижегородцы могут готовиться к повторению прошлогодних событий, когда дешевые продукты очень быстро становились дефицитом и на прилавках оставались лишь дорогие товары. Можно с большой долей вероятности предположить, что килограмм сливочного масла к декабрю будет стоить около ста рублей, батон -- не меньше восьми, десяток яиц -- около 25 рублей и т. д. В конечном же итоге провал в деятельности областной администрации на потребительском рынке отразится на популярности губернатора.

Истoчник: " Монитор "

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика