ввиц |
Нижегородские новости
июль 11, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
“ЛАЗУРЬ”: через тернии реформы
Большей редкости, чем отечественный телевизор, сейчас, пожалуй, трудно найти. Магазины забиты заграничными, а вот родную нижегородскую “Чайку” не увидишь. Даже некогда знаменитый московский “Рубин”, который не просто покупали, а доставали, и то с трудом, исчез, будто его и не было вовсе. Принятое в социалистической промышленности деление продукции на основную, как правило военную, и ТНП — товары народного потребления сыграло злую шутку. Особенно это бросается в глаза в радиоэлектронике. Если изделия, без которых армии не обойтись, еще кое-как, хоть в долг, но выпускаются, то народу предлагается потреблять корейские, японские, европейские товары. Впрочем, директор одного из заводов радиоэлектронной отрасли — “Лазурь” Николай ИВАНЮК усматривает в том, старом делении некоторый резон.В один вид продукции упираться нельзя, — говорит Николай Григорьевич. — Должна быть возможность быстрых технологических и производственных перемен. А вообще-то, предприятию следует частично ориентироваться на местный рынок, частично — на большой, российский и частично — на военный заказ.
Вроде бы, похоже на старое, но, обратите внимание, директор употребил слово “заказ”. Если прежде все, в том числе и военная продукция, планировалось сверху, то сейчас — это заказ. За который платят. Во всяком случае должны.
На двух заводах, самарском и омском, изготавливали аппаратуру для авиационной промышленности. Планы были большие, и они, видимо, не успевали. Тогда “Лазурь” перепрофилировали с телевизионного производства в помощь этим заводам. И завод начал поставлять комплектацию, а потом и им самим стало нечего делать, и нижегородцы сели, как рак на мели. От военной техники отошли полностью, а гражданской не было.
Гражданской не было, потому что “Лазурь” в основном работала в кооперации с НИТЕЛом, тогда заводом им. Ленина, поставляла для его телевизионного производства комплектующие. То есть завод и создавался, в сущности, как звено в кооперационной схеме. Поэтому-то долгое время про “Лазурь” вообще не было ни слуху, ни духу. В общем-то, новое, современное предприятие было доведено чуть ли не до физического распада.
— Крыши текли, — рассказывает директор. — Но это бы ладно, а вот состояние цеха гальваники стало просто опасным, в том числе и в экологическом смысле. Несколько лет стояли без употребления ванны с электролитом, щелочью. Пришлось тратиться и реконструировать систему отвода стоков, потому что оборудование по перекачке стоков уже не работало.
Чтобы хоть как-то выстоять, продали часть оборудования, хорошего, импортного. Как говорит директор, “бездарно потеряли”. Конечно, в таком положении оказалась не одна “Лазурь”, и это видели не только руководители предприятия. По инициативе тогдашнего губернатора Немцова был начат эксперимент, в который включили и “Лазурь”, — территориально-производственные зоны (ТПЗ). О них писалось достаточно, не стоит повторять, скажем лишь, что некоторые послабления в налогах “экспериментальные” заводы получили и чуть-чуть вздохнули. Одновременно на “Лазури” стали строить завод по производству безалкогольных напитков, но его постигла та же судьба, что и подобный корпус на ГЗФС.
— С 96-го года строится, — говорит Н. Г. Иванюк. — Но тогда ведь не было такого обилия пива и прочих напитков, казалось, что результат окажется успешным. Но после обвала 98-го года дело остановилось.
На деньги от аренды ремонтируются крыши и прочее. Это уже о территориально-производственной зоне, эксперименте, в который включена “Лазурь”. В принципе, арендаторы прибыли не дают никакой, доход от них идет только на покрытие текущих расходов. Шесть-семь фирм-арендаторов выпускают мебель, пластмассовые изделия для ГАЗа, рыбоконсервной промышленности, есть и полиграфическое производство, где занято до полутора сотен бывших работниц. Есть предприятие “Транссигнал”, учредителем которого является “Лазурь”. Оно выпускает сигнальную аппаратуру для железной дороги, а также медицинскую технику. Там тоже больше ста человек бывших работников “Лазури”.
Вообще-то, если уж быть до конца честным, надо признать, что ТПЗ — способ сохранить основное производство. На “Лазури” предприятия-арендаторы в основном укомплектованы бывшими заводскими работниками, руководятся бывшими заводскими же начальниками цехов, старшими мастерами, пользуются в основном заводским оборудованием. Хотя, конечно, это схематично сказано, тем не менее, реализация идеи ТПЗ несколько ослабила налоговое бремя и дала возможность производственного маневра в выпуске “несвойственной” продукции.
Корень зла и проблему проблем Николай Иванюк видит в существующей налоговой системе. Думается, он вправе давать собственные оценки, ведь кроме огромного опыта (начинал с рабочих) Николай Григорьевич имеет два образования — механическое и экономическое. Он может долго и подробно критиковать систему налогообложения, но тут он не одинок и повторяться не надо. У Иванюка есть свой образ экономической ситуации:
— Представьте, бегут марафонцы — немец, англичанин, японец и прочие, в том числе русский. И вдруг ему дали по ногам, он свалился и корчится от боли. А ему говорят: вставай и беги, тебя же никто не держит, у нас свобода. Конечно, он встанет, но время-то ушло. За десять лет радикальной экономической реформы мы потеряли время, зарубежные страны ушли вперед на десять лет. Сможем ли мы их догнать? Вот говорят про азиатских маленьких “драконов”, “тигров”... А в чем их удача?
Во-первых, там дешевая рабочая сила, во-вторых, минимальное налогообложение. Эти два фактора все определяют. У нас же присутствует только первый.
Однако не следует считать Иванюка пессимистом. Мы рассказали о том, как говорится, что было, что есть. Теперь — что на сердце лежит.
Телевизионное производство на “Лазури” начали возрождать с выпуска мониторов для школьных компьютеров. Ведь это, в сущности, телевизионная трубка. Теперь на этой основе готовится серийное производство малогабаритных телевизоров, как их называют, дачных или кухонных. В кабинете директора — образцы. Стоят они недорого — 1200 рублей с НДС. Заводские рабочие охотно берут в счет зарплаты. Сейчас их производство рассредоточено в нескольких цехах, готовятся перенести его в одно место. Пока производительность — до полутора тысяч в год, но запас по производительности предусмотрен, намечается выпускать порядка 10 тысяч черно-белых малогабаритных дешевых телевизоров. Таким образом готовится база для перехода на выпуск цветных аппаратов. Вообще-то, были предложения организовать сборку из южнокорейской комплектации. Но в этом случае мы будем давать работу корейцам. Ориентируясь на отечественных производителей, создаем рабочие места в России, на предприятиях, выпускающих комплектующие. Ну а кроме того, сейчас на "Лазури" в стадии запуска в производство еще несколько видов продукции. О них подробнее говорить рано, считает директор. Надо оценить образцы, провести маркетинговые исследования. Словом, много чего надо сделать до того, как обнародовать какую-то информацию. Так что, возможно, скоро в наших магазинах появятся недорогие хорошие телевизоры от “Лазури”.
Источник: "Курс"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©2000 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ