главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
июнь 19, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Где закон в поддержку нижегородской промышленности?

Соглашения промышленных предприятий с администрацией нуждаются в законодательном подкреплении

В соответствии со сложившейся в последние годы традицией промышленные предприятия Нижегородской области строят свой диалог с властью на основании соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Первое соглашение на 2000 год было торжественно подписано между администрацией области и ГАЗом еще в феврале на областном совещании в Арзамасе. К настоящему времени уже 175 предприятий подписали аналогичные соглашения с нижегородскими властями о совместной работе по развитию и подъему собственного производства.

Руководство предприятий, как всегда, обязалось добиться в 2000 году увеличения объема производства не менее чем на пять процентов, не сокращать численность трудовых коллективов и обеспечить рост заработной платы в 1,6 раза. Администрация со своей стороны в который раз обязалась облегчить налоговое бремя, помочь с кредитами, оказать содействие продвижению нижегородских товаров на отечественном и зарубежных рынках.

Выполняющие свои обязательства предприятия ждут ответной исполнительности и от властей: полгода длится работа областной администрации и ЗС над законом о дифференцированных ставках по отдельным видам налогов на 2000 год, однако законопроект до сих пор так и не принят.

Прокомментировать законопроект мы попросили нескольких участников его обсуждения.

Необходимо стимулирование промышленного роста

Директор департамента промышленности областной администрации Владимир Воронов так излагает свое видение проблемы:

"Если говорить в цифрах, то за четыре месяца этого года машиностроение и металлообработка получили только 40 процентов от прибыли, заработанной за четыре месяца прошлого года. Фактические результаты работы промышленности в 2000 году показывают, что постепенно падает эффективность, ухудшаются показатели финансовой устойчивости, идет процесс вымывания оборотных средств предприятий. Это вызвано в целом той конъюнктурой, которая создалась на сырьевом и энергетическом рынках России, причем эта картина в ярчайшей степени проявляется в машиностроении и металлообработке.

Ситуация в других отраслях напрямую не увязана с рынком черных и цветных металлов. Там, где производство менее энергоемкое, менее зависит от федерального энергетического рынка или предприятия исторически пользуются местным сырьевым рынком, ситуация так не обостряется. Во многих отраслях прибыль выросла в два-три раза к соответствующему периоду прошлого года".

Владимир Воронов считает, что введение дифференцированных ставок налогообложения для промышленных предприятий, успешно исполняющих обязательства соглашений, является делом чести для областной администрации. "Мы сегодня ведем речь не о льготах, а о прямом стимулировании промышленного роста. Это не что иное, как элемент взаимодействия администрации области с предприятиями, понимания администрацией положения предприятий". Используя дифференцированный подход к ставкам налогообложения на прибыль, промышленность направит высвобождаемые в результате реализации закона средства на реконструкцию и развитие производственных мощностей, проведение НИОКР, реализацию региональных программ по развитию и поддержке промышленности.

Реализация аналогичного закона в 1999 году дала положительный эффект не только для предприятий, но в конечном итоге и для бюджета. Развитие производства, общий подъем отраслей способствовал значительному росту налоговых поступлений. В целом объем промышленного производства составил за 1999 год 73 миллиарда рублей. И когда мы говорим о 200 миллионах, предоставленных в виде налоговых льгот, видно, насколько эти суммы несопоставимы и насколько процедура налогового стимулирования предприятий является мобилизующей и, на наш взгляд, оказывающей положительное воздействие на общие налоговые доходы бюджета.

Не льготы, а дифференцированные ставки

Предложения промышленников и профильного департамента областной администрации стали предметом серьезной дискуссии Законодательного собрания. Председатель комитета по промышленности ОЗС Александр Цапин на последнем майском заседании пояснил, что "с выходом первой части Налогового кодекса РФ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 9 июля 1999 года, возникла ситуация, ставящая под сомнение право субъекта федерации предоставлять льготы по федеральным налогам в части, остающейся в его распоряжении". В частности, это касается льгот по налогу на прибыль, предоставлявшихся в 1999 году в соответствии с соглашениями, заключенными между областной администрацией и промышленными предприятиями.

Комитет областного Законодательного собрания по промышленности и предпринимательству серьезно занимался возникшей проблемой. В результате было решено перейти к закону о дифференцированных ставках по отдельным видам налогов с внесением соответствующих дополнений в закон области о бюджете на 2000 год.

Конкретизируя положение законопроекта, Александр Цапин объяснил, что фактически "снижение ставок по налогу на прибыль предоставляется предприятиям, обеспечившим прирост налогооблагаемой базы (к соответствующему периоду прошлого года. -- Прим. ред.) более чем на пять процентов сверх прогнозируемого и утвержденного индекса-дефлятора по отраслям. В результате льготы затронут только сверхплановые доходы предприятий, не включенные в расчетную базу, положенную в основу определения доходной части бюджета-2000. Исключение сделано лишь для предприятий машиностроения и металлообработки. Для них льготы определяются приростом выпуска продукции в физическом объеме. Это исключение было необходимо, так как резкий рост цен на металл, сырье, энергоносители при значительно меньшем росте цен на конечную продукцию этих предприятий привел к значительному сокращению рентабельности машиностроения и металлообработки. В результате при сохранении физических объемов производства налогооблагаемая база этих отраслей уменьшилась.

Чтобы усилить стимулирующее влияние предлагаемых дифференцированных ставок налогообложения, в законопроекте предусмотрено обязательное целевое использование полученных предприятием средств на развитие производственных мощностей и проведение НИОКР".

Поддержка "точек роста"

Директор Фонда поддержки промышленности Илья Лукоянов высказал общее мнение членов Нижегородской ассоциации промышленных предприятий:

"Специфика структуры промышленности Нижегородской области, ее отличие от структуры российской экономики в целом в том, что машиностроение составляет у нас 52 процента, химическая промышленность -- около 10 процентов, и 13--15 процентов -- "пищевка". В российской экономике картина обратная. Там основную долю составляют сырьевые и добывающие отрасли. Российский бюджет наполняется от сырьевых и добывающих отраслей. Поэтому федеральная экономическая политика исходит в первую очередь из этого факта. Это означает, что мы не можем ждать, пока все наши проблемы решат на федеральном уровне. У нас должна быть своя экономическая политика, совпадающая с федеральной в ключевых вопросах, но учитывающая местную специфику.

Развиваться в условиях рынка предприятия могут по двум стратегическим линиям: или всемерно снижать издержки, сокращать персонал и избавляться от низкорентабельной продукции, оставляя только ту, на которую можно задрать цену, или, наоборот, стремиться к завоеванию возможно большей доли рынка, в том числе и за счет умеренных цен на свою продукцию.

Все годы реформ директоров промышленных предприятий критиковали за то, что они не шли по первому пути. А теперь, когда после падения курса рубля их политика обеспечила промышленный рост в 1999 году, мы, вместо того чтобы стимулировать продолжение экономического роста в этом, более сложном для промышленности году, рассчитываем покрыть бюджетные потери за счет пока не полученных, но возможных доходов. Вместе с тем реальные цифры 1999 года свидетельствуют об обратном. Нижегородские промышленники сумели по-государственному распорядиться полученной прибылью: поступления от 644 промышленных предприятий составили 53 процента от общего объема налоговых поступлений в бюджет области, при этом на долю машиностроения и металлообработки пришлось 40 процентов от этих платежей.

Опыт, приобретенный в прошлом году, позволяет нам считать проект закона о дифференцированных ставках налогообложения промышленных предприятий универсальным инструментом, позволяющим учитывать разное положение различных отраслей. Большинство стимулируются через рост налогооблагаемой базы. А отрасли машиностроения, в которых сокращение налогооблагаемой базы из-за роста цен на металл и энергоносители началось еще в четвертом квартале прошлого года, предполагается стимулировать к сохранению физических объемов производства.

Нижегородский закон предназначен для финансирования именно "точек роста". Его цель -- мобилизация средств на развитие производственных мощностей и проведение НИОКР, создание дополнительного стимула для дальнейшего развития".

Честное слово губернатора

Краткое ознакомление с высказываниями заинтересованных сторон показывает, что вроде бы все "за". Но время идет, а воз и ныне там. Впервые за многие годы вопрос хронически зависает на уровне исполнения.

Стремясь разрешить возникшую двусмысленную ситуацию, Законодательное собрание решило взять инициативу на себя и своим постановлением обязало администрацию незамедлительно внести готовый законопроект уже до конца июня. Половина месяца прошла, однако необходимые документы в Законодательное собрание все еще не поступили...

Общеизвестно, что губернатор очень ответственно относится к своим обещаниям и обязательствам. Подписав соглашения, Иван Скляров взял серьезные обязательства перед трудовыми коллективами большинства крупных предприятий области. Непонятные задержки и проволочки порождают массу неприятных вопросов и предположений...

Источник:"Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©2000 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ
az@ic.sci-nnov.ru
Яндекс.Метрика