главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
июнь 7, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Даешь каждому по "мотору"

Сегодня "Нижегородэлектротранс" балансирует на грани банкротства: 15 миллионов рублей энергетикам и 65 миллионов Пенсионному фонду -- таковы его основные долги. Уже несколько месяцев должник не выходит из скандалов с кредиторами. По крайней мере, энергетики систематически требуют вернуть им деньги.

Еще не вечер

Должник на призывы не реагирует, поэтому нервный кредитор все чаще предупреждает, что "Электротранс" останется без электричества. Вал предупреждений нарастает. Реакция на них -- тоже. В апреле угроза остановки трамваев и троллейбусов стала одной из ведущих тем в нижегородских СМИ. Впрочем, тревога, как и следовало ожидать, оказалась ложной.

Под конец мая ситуация повторилась. Транспортники изменили тактику и решили пугать народ более убедительно: опять объявили о том, что из-за злобных энергетиков троллейбусы и трамваи встанут.

В "Нижновэнерго" -- а это и есть "злобные энергетики" -- называют позицию транспортников спекулятивной. От своих намерений ограничить должника в потреблении электроэнергии они не отказываются. Но уточняют, что на голодный паек могут быть переведены офис "Нижегородэлектротранса" и ряд его производственных структур -- возможно, вагоноремонтный завод и часть мастерских. Если предупреждение будет все-таки реализовано, обслуживать трамваи будут, например, не в двух депо, а в одном. Обесточивать маршруты никто не будет, сколько бы "Электротранс" ни был должен.

Это с успехом используют и "Нижегородэлектротранс", и в первую очередь мэрия, поскольку должник является муниципальным предприятием и деньги на поддержку городского электротранспорта выделяются из городского бюджета. И за его проблемы -- спрос с мэрии. Вот и после апрельского скандала пять миллионов в счет частичного погашения долга перечислила городская администрация.

Но основные долги остались и послужили якобы главной причиной повышения стоимости проезда в нижегородских трамваях, троллейбусах и метро, которыми пользуется отнюдь не состоятельное большинство населения.

Мэр всеми способами пытается сохранить имидж борца за интересы рядового нижегородца. Как только Законодательное собрание решило изъять у города деньги на выплату детских пособий, Юрий Лебедев, выйдя из зала заседаний, объявил, что, скорее всего, придется поднять тарифы.

На самом деле "детские" деньги, по крайней мере на этот год, в городском бюджете были заложены, но сейчас можно утверждать, что их, скорее всего, не выплатили бы. А голова у мэра болела из-за скандалов с "Нижновэнерго". И тут Законодательное собрание подарок сделало -- нашелся формальный повод объяснить избирателю задуманный еще ранее рост тарифов на проезд.

К слову, после "детского" заседания Законодательного собрания Юрий Лебедев обмолвился, что возможно повышение тарифов и на коммунальные платежи. Так что в Нижнем "еще не вечер".

И снова штурм

С городским транспортом складывается парадоксальная ситуация. Во все времена трамваи и троллейбусы обходились дешевле автобусов. Однако Нижний последовательно опровергает устоявшееся мнение. По крайней мере, для рядового пассажира трамвай теперь стал гораздо дороже автобуса. Когда в последний раз город поднял цены в трамваях и троллейбусах вдвое, с рубля до двух, все, кто мог, стали ездить на автобусах. Областная администрация, конечно, не без выгоды для себя, но вынуждена была спешно поднять тарифы на проезд в автобусах, чтобы снизить пиковую нагрузку на автопарк.

Сейчас разрыв в стоимости проезда стал еще больше. Пассажиры опять будут штурмовать автобусы, и, скорее всего, областная администрация снова поднимет тарифы. При этом автобусы, вопреки логике, сохранят за собой статус самого дешевого нижегородского транспорта, потому что дневная карточка удешевляет проезд многократно.

Трамваи по стоимости проезда сравнялись с маршрутным такси. В перспективе, если бюджет города будет поддерживать городской транспорт в прежнем режиме, трамвай перейдет в разряд обычных такси и будет разъезжать по Нижнему с шашечками на борту в ожидании, пока его остановит голосующий горожанин.

С миру по рублю

Теперь пассажир, который не пользуется льготами, платит за проезд втрое больше реальной стоимости. По крайней мере, по данным депутата городской думы Олега Котельникова, себестоимость проезда на трамвае составляет именно один рубль.

Не желая сообщать широкой публике о финансовой несостоятельности муниципального предприятия, а также объяснять, почему городская администрация не желает поддерживать деньгами городской транспорт, мэрия мотивирует рост тарифов еще одной причиной (первая -- выплата детских пособий): у нас неприлично много льготников.

Тот же Котельников, однако, уточняет, что реально льготники составляют не более 50 процентов от общего числа пассажиров трамваев и троллейбусов. Но главное даже не в этом -- в автобусах льготников ездит не меньше. Значит, все дело или в том, что в "Электротрансе" просто пропадают деньги, или мэрия медленно, но верно переводит трамваи и троллейбусы на самоокупаемость, а это значит, что стоимость проезда будет расти и впредь.

Как сообщил Олег Котельников, долги "Нижегородэлектротранса" энергетикам могли быть погашены еще в феврале, когда был принят бюджет города. По его словам, в городском бюджете есть как минимум четыре статьи, из которых может осуществляться финансирование городского электротранспорта: статья по субсидиям для организаций на возмещение убытков, возникающих при продаже товаров (в бюджете заложено 227 миллионов рублей), "строительство объектов непроизводственного назначения" (40 миллионов рублей), "расходы на электротранспорт" (149 миллионов рублей) и "расходы на оплату городского долга" (250 миллионов рублей).

Депутат также добавил: городской бюджет в первом квартале был исполнен на 105 процентов, но 15 миллионов рублей энергетикам мэрия не возвращает.

И только сейчас, после повышения тарифов, обещают два миллиона.

Мечта мэра

Стоимость проезда в Нижнем гордума разрешила повысить с 1 июля. А городская администрация, не заметив депутатов, подняла тарифы на месяц раньше.

Примечательно, что, не находя средств на поддержку электротранспорта и уже готовя повышение тарифов, Юрий Лебедев покупает в Германии подержанные автобусы. Покупка 24 поддержанных "манов" обойдется в 16,3 миллиона рублей, а с таможенными платежами -- в 23,5 миллиона. Более того, он настаивает на том, чтобы мэрии передали "Нижегородпассажиравтотранс", то есть весь автобусный парк, который сейчас существует за счет областного бюджета. Он обещает, что транспортную проблему решит лучше, чем губернатор. Если мечта мэра сбудется, через пару лет в Нижнем народ будет ездить только на такси -- трамвайных, автобусных и простеньких, легковых.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©2000 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ
az@ic.sci-nnov.ru
Яндекс.Метрика