11.05.2005г.
Горьковский автомобильный завод в годы Великой отечественной войны
История Горьковского автомобильного завода неотделима истории России. Великая Отечественная война потребовала обеспечения обороноспособности страны, и завод в короткие сроки перешел на выпуск боевой техники.
Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.
Выдающимися конструкторами - новаторами в создании боевой техники показали себя А.А. Липгарт, Н.А. Астров, В.А. Дедков, В.А. Грачев, А.М. Кригер, Л.В. Косткин, Ю.Н. Сорочкин, В.К. Рубцов.
"Все для фронта, все для победы!" - так, не жалея сил, автозаводцы работали все 1418 военных дней. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. Самоотверженно работали в годы войны фронтовые бригады В.Ф. Шубина, А. Харламова, В. Тихомирова и других. Имена инициаторов производства А.Х. Бусыгина, И.И. Кардашина, А.С. Кузьмина, В.Ф. Шубина, А.А. Липгарта, И.К. Лоскутова, А.Н. Сомова, А.Д. Проскурина вписаны в историю Великой Отечественной войны.
"ГАЗ" в годы войны играл роль ведущего поставщика легких танков. Причем, впервые в практике отечественного танкостроения на автозаводе была введена их конвейерная сборка. По массовости производства Т-70 в 1942 году занял второе место после “тридцатьчетвертки”.
Именно Горьковский автомобильный завод был определен головным предприятием по изготовлению самоходных артиллерийских установок СУ-76.
Среди военных машин особое место занимал разведовательно-командирский автомобиль ГАЗ-64, после модернизации – ГАЗ-67Б, с мощным двигателем и высокой проходимостью по разбитым фронтовым дорогам
БА-64 и БА-64Б были первыми серийным отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами. Они уверенно преодолевали бездорожье, почти непроходимое для другой колесной техники. По своей бронезащите новые машины превосходили довоенные отечественные тяжелые бронеавтомобили и аналогичные германские, будучи легче и компактнее.
На "ГАЗе" было также налажено производство аэросаней РФ-8. В условиях бездорожья и снежных зим боевые и транспортные батальоны, оснащенные аэросанями, получали в руки одно из главных преимуществ войны - мобильность и скорость передвижения.
Наряду с военной техникой автозавод давал фронту легендарные "полуторки" ГАЗ-АА. Более 40 миллионов километров наездили газовские "полуторки" на "дороге жизни" только в 1941 г. Эвакуировали более полумиллиона человек, доставили более 271 000 тонн продовольствия и фуража, 32 000 тонн боеприпасов и вооружения, 35 000 тонн горюче-смазочных веществ, 23 000 тонн угля - всего 361 000 тонн различных грузов.
Разрушительные налеты вражеской авиации летом 1943 года не сломили автозаводцев. Под руководством директора завода И.К. Лоскутова за сто дней и ночей они восстановили 50 зданий и сооружений, отремонтировали 9 тысяч единиц оборудования.
За годы войны завод выпустил:
- более 170 тысяч грузовых и легковых автомобилей;
- около 10 тысяч танков;
- более 9 тысяч самоходных артиллерийских установок;
- свыше 6 тысяч бронеавтомобилей;
- около 50 000 грузовых автомобилей иностранных марок (по ленд - лизу);
- более 24 тысяч минометов;
- около 12 миллионов различных снарядов (в том числе около 30 тысяч снарядов для реактивных установок "Катюша");
- 232 тысячи моторов всех типов (из них около 9 тысяч авиамоторов);
- более 11 миллионов мин;
- свыше 11 миллионов авиавзрывателей;
- более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев;
- 309 аэросаней.
Более 13 тысяч автозаводцев сражались на фронтах, 40 человек удостоены звания Героев Советского Союза.
Страна высоко оценило труд автозаводцев в годы войны, наградив завод орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
Источник: Пресс-служба ОАО "ГАЗ"
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики