ввиц |
Нижегородские новости
май 22, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
"НОРСИ" пойдет под суд
Государство решило, что "НОРСИ" надо продавать. Процедура банкротства для завода неизбежна. Судьбу "НОРСИ" решали в Москве, на закрытом заседании коллегии ФСНБ. В течение десяти дней должен быть подан иск, и в течение трех состоится заседание суда."НОРСИ" спасали от банкротства, по крайней мере, пять лет. Многие полагали, что нефтяная компания "НОРСИ-ОЙЛ", которая стала управляющей компанией, сможет не только предотвратить банкротство, но и вывести НПЗ в число прибыльных предприятий.
Не удалось. Впрочем, иллюзорность этих планов была очевидна еще пять лет назад.По крайней мере, Сергей Кириенко, став в декабре 96-го президентом "НОРСИ-ОЙЛ", уже через месяц объявил, что проблемы "НОРСИ" можно решить только через процедуру банкротства.
С этим предложением выходили в правительство, к губернатору. Правда, в то время конъюнктура рынка складывалась так, что пессимистические прогнозы не воспринимались всерьез. Нефть стоила 300--400 рублей за тонну, доллар -- шесть рублей. Ситуация на внешнем рынке объективно была неблагоприятной для экспорта, стоимость барреля нефти колебалась на уровне 9--10 долларов. На внутреннем рынке был избыток нефти. Именно поэтому, а не от большой любви, "ЛУКОЙОЛ" и "Татнефть" заключили с "НОРСИ" договоры на поставку нефти.
Тогда "НОРСИ" перерабатывал миллион тонн в месяц. Такой объем позволял строить планы на светлое будущее. Миллионная загрузка позволяла рассчитаться с долгами.
Новых долгов у "НОРСИ" уже не было. За три благоприятных года он успел отдать около 600 миллионов рублей.Однако ситуация резко изменилась. С тех пор цены на экспортную нефть выросли в три раза, доллар -- в пять раз, понятие "избыток нефти" исчезло из обихода. Все НПЗ почувствовали на себе, что это такое дефицит нефти, а "НОРСИ" особенно, потому что у него нет своей добычи.
В общей сложности "НОРСИ" вернул кредиторам около миллиарда. Сейчас на нем висит 3,2 миллиарда рублей, треть из них причитается бюджету и внебюджетным фондам. Вернуть их "НОРСИ" не сможет никогда. Это уже признано официально.
Президент "НОРСИ-ОЙЛ" Вадим Воробьев утверждает, что загрузка завода по полной программе даже при наличии сырья была бы нецелесообразна. Безусловно, рентабельность производства выросла бы. Однако при этом становится невыгодным бизнес по продаже нефтепродуктов. В нефтяной компании, которая владеет сетью сбытовых организаций, говорят: "Столько не продадим".
Экспорт престижен, но деньги приносит не всегда. В 98-м и даже 97-м мазут и дизельное топливо на экспорт стоили дешевле их себестоимости. В результате убытки составили 250 миллионов долларов. В нефтяной компании признают, что сейчас конъюнктура стала иной. Но завтра она снова может измениться. Стабильный режим работы завода, по мнению Воробьева, можно обеспечить при загрузке 700 тонн нефти в месяц.
Теперь НПЗ собираются дать возможность начать жизнь с чистого листа. Все, кто заинтересован в "НОРСИ", попытаются оговорить такие условия продажи завода, чтобы он впредь не мог попасть в ситуацию, аналогичную нынешней. Уже ясно, что завод будут продавать как единый нефтеперерабатывающий комплекс. Ни о каком изменении профиля речи нет.
Правда, в той же нефтяной компании допускают, что будут предприняты попытки заложить в план внешнего управления или конкурсного производства выделение отдельных юридических лиц. Однако в "НОРСИ-ОЙЛ" считают, что недопустимо выделение ни НПЗ, ни маслозавода, ни битумного производства, ни нефтебаз и т. п. Судя по всему, "НОРСИ" действительно продадут как единый имущественный комплекс.
Главное условие нормального самочувствия "НОРСИ" -- сырье. Вопрос -- сколько? Цифры еще обсуждаются, но минимум известен -- шесть миллионов тонн нефти в год.
На "НОРСИ-ОЙЛ" уверены, что эти два главных условия будут выполнены, поскольку процедурой банкротства будет заниматься представитель государства. Как здесь торжественно говорят: это решение окончательное и обжалованию не подлежит. В соответствии с арбитражной практикой, торг начнется с цены кредиторской задолженности -- с трех миллиардов рублей.
Другое дело, кто купит "НОРСИ"? Именно этот вопрос будут лоббировать в правительстве самые мощные структуры.
Среди первых претендентов на завод будут вертикально интегрированные нефтяные компании с избыточной добычей нефти. Первыми называют "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", ТНК. Наиболее вероятный покупатель -- "ЛУКОЙЛ".
"Татнефть", которая в свое время готова была купить пакет акций "НОРСИ" и взять на себя загрузку его нефтью, с торгов практически сошла. У нее нет избыточной добычи. Татарстан сам строит завод. Еще год назад в Нижнем Новгороде достаточно скептически отзывались о перспективах этой новостройки. Однако сейчас оценки сменились: Татарстан возводит свой НПЗ достаточно успешно и уже в следующем году его достроит. Когда его введут в эксплуатацию, "Татнефть" вообще уйдет из Нижегородской области: она не сумеет загрузить и Нефтекамский завод, и "НОРСИ".
Повышенный интерес к "НОРСИ" проявил "СИБУР". На эту тему, по нашей информации, он направил письмо в адрес губернатора: готов и буду участвовать в торгах. Однако нефтяная компания "НОРСИ-ОЙЛ" явно лоббирует интересы своего давнего партнера -- "ЛУКОЙЛа". Здесь не скрывают сомнений в том, что "СИБУР" сможет обеспечить устойчивую загрузку завода сырьем.
В нефтяной компании откровенно говорят о том, что хотели бы видеть покупателем завода-банкрота именно "ЛУКОЙЛ". Здесь подчеркивают, что и у "НОРСИ", и у "НОРСИ-ОЙЛ" с этой нефтяной компанией есть давняя история отношений, что завод загружен в первую очередь благодаря "ЛУКОЙЛу" и его объем определяющий. Как выразился Вадим Воробьев: "Мне бы хотелось, чтобы они имели право на первую брачную нефть в этом конкурсе или в этом аукционе."
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород