ввиц |
Нижегородские новости
май 6, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Зарплату платит покупатель
29 апреля состоялось очередное общее годовое собрание акционеров ОАО “ГАЗ”.Проходило оно, как вообще в последние годы, организованно, быстро и спокойно. В самом деле, что шуметь-то. Положение на автозаводе, в общем-то, стабильное, производство растет, социальная обстановка как на самом предприятии, так и в районе тоже спокойная. Дела идут, люди работают, магазины торгуют, автобусы ходят... Такая прочная основательность не дает серьезных поводов для разного рода эксцессов, напротив, способствует стабильности и вселяет уверенность в завтрашнем дне. Не случайно, кстати, и народу-то на собрании было не так уж много. Не как на первых собраниях, когда в зале ДК, что называется, яблоку негде было упасть.ХОТЯ после доклада президента ОАО Н. А. Пугина из зала задали вопрос, в котором звучала озабоченность тем, что рядовые акционеры — работники автозавода продают свои акции из-за низкой зарплаты. С одной стороны, оно так. А с другой, обычный рабочий человек, видя стабильность положения, рассчитывает на свои руки, зная, что они прокормят.
Да и зарплата на ГАЗе не так уж и мала — 1649 рублей (средняя для всего персонала). Это второй показатель среди машиностроительных предприятий области. При этом планируется уже в нынешнем году повысить ее в полтора раза. Автозавод — предприятие градообразующее, руководство акционерного общества сознает свою социальную ответственность. Так, отвечая на вопрос о зарплате, президент ОАО Н. А. Пугин привел следующие факты. Если во времена Госплана ГАЗ за год поставлял до 300 тысяч среднетоннажных грузовиков, которые распределялись по городам и весям опять-таки государственными снабженческими организациями, то в прошлом году автозаводу удалось продать таких машин всего около 5 тысяч. Другой товар сегодня находит спрос. Можно было бы, имея в виду столь резкое изменение структуры производства, отметил Н. А. Пугин, сократить число персонала, занятого производством средних грузовиков. А это даже не тысячи, а десятки тысяч человек. Вот и зарплата поднялась бы. Между тем ни о каких массовых увольнениях не идет речь. Люди продолжают работать, им находится дело.
И это не социалистическая богадельня, где, работаешь ты или дурака валяешь, все равно свои сто рублей получишь. К работе теперь иной подход, к зарплате — тоже. “Зарплату платит не Пугин, а покупатель”, — сказал Николай Андреевич. Благополучие предприятия и его работников зависит от того, насколько удовлетворяется спрос потребителей.
И СПРОС тоже надо формировать. Именно поэтому сейчас в странах СНГ и в самой России уже работают 17 автосборочных заводов по выпуску в основном ГАЗелей. И теперь уже есть конкретные планы по открытию сборочных производств в странах дальнего зарубежья. Именно поэтому выполняется программа дизелизации. Пока выпущено дизелей, прототипом которых был австрийский “Штайр”, всего 1600 штук. Но в ближайших планах — сборка десятков тысяч дизельных двигателей, а в перспективе — до четверти миллиона в год.
Говоря о перспективе, Н. А. Пугин подчеркнул и необходимость увеличения мощностей по производству легковых машин. Статистика свидетельствует о том, что “Волги” спросом пользуются. Скажем, в прошлом году из почти 240 тысяч автомашин было произведено легковых без малого 125,5 тысячи штук, или 52,3 проц. Цифры продаж такие же: всего реализовано чуть меньше 240 тысяч автомобилей, 52,5 проц. из которых — легковые. При этом налицо положительная динамика и показателей производства, и показателей сбыта.
Не случайно курсовая стоимость акций ОАО “ГАЗ” за год удвоилась и теперь равна почти 40 долларам. В общем, ГАЗ — мощная, стабильно развивающаяся компания.
Это, конечно, не значит, что у нее нет проблем. Есть — и внутренние, и внешние. Одна из серьезных — удорожание сырья, материалов и комплектующих, которые потребляет автозавод. За последнее время цены на них выросли в два раза. В то же время цена на готовую продукцию завода, автомобили, только на проценты. Поэтому на ГАЗе растут и материальные затраты, сейчас они составляют 90,2 копейки на рубль товарной продукции. Н. А. Пугин привел общеизвестный факт, что в мировой практике доля материальных затрат в структуре себестоимости не превышает 65 проц. И это уже “потолок”, достижение которого само по себе является тревожным сигналом.
ПОЖАЛУЙ, наиболее важная проблема для автомобилестроителей — это качество. Она комплексная — и внутренняя, заводская, и привнесенная извне. Так, по качеству легковых машин поступает 70 проц. рекламаций. Но почти на 80 проц. качество ГАЗовской продукции зависит от поставщиков.
Именно поэтому на автозаводе ориентируются не иначе, как на международные стандарты качества. На днях предприятие получило международный сертификат соответствия системы качества стандарту ИСО-9002. И работа продолжается. Ясно, что она носит не только внутризаводской характер, меняются требования к поставщикам сырья и комплектующих.
Конечно, перед акционерным обществом стоят проблемы не только производственно-технического или социального характера. Это крупнейшее предприятие, оно связано с различными, в том числе иностранными организациями. Например, с Европейским банком реконструкции и развития, перед которым выступает в роли должника. Однако с ЕБРР удалось договориться о реструктуризации долга, так же, кстати, как и с Автобанком.
В 40-минутном докладе президент ОАО Н. А. Пугин, само собой, мог только обозначить наиболее крупные проблемы ГАЗа, вкратце рассказал о способах их решения, только назвал ближайшие перспективы.
И о чем бы он ни говорил, везде сквозила мысль, что благополучие предприятия в руках его работников. Сейчас акционерное общество, несмотря на многочисленные проблемы, работает все-таки прибыльно. Так, за прошлый год чистая прибыль ОАО “ГАЗ” составила 174,4 млн рублей. 31 миллион пойдет на выплату дивидендов, на одну обыкновенную акцию дивиденды равны трем рублям, на привилегированную — двенадцати.
На собрании были утверждены годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, утвержден аудитор ОАО “ГАЗ” и избран совет директоров. Интересно, что во время обсуждения кандидатур в совет директоров из зала был задан вопрос, а надо ли президенту акционерного общества входить в совет директоров? Вопрос с намеком. И хотя его автору было дано разъяснение в том смысле, что все соответствует закону и уставу, наверное, наиболее убедительным ответом послужили результаты голосования. Если за каждого из кандидатов в совет директоров было подано, округляя, от полутора до двух с половиной тысяч голосов, то за Н. А. Пугина — почти 10 тысяч.
Источник:"Курс"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород