ввиц |
Нижегородские новости
май 5, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Это и есть капитализм?
После продажи телекомпании "Диалог" ее сотрудники оказались явно растерянными. Да и зрителей немало озадачила эфирная политика новых владельцев и их "накат" на старую команду. По городу тогда прокатилась волна слухов, пресс-конференций и, естественно, - серия статей в прессе. Запомнилась и фраза, в сердцах оброненная Георгием Сергеевичем Молокиным, бывшим руководителем "Диалога": "...Ребята, а чего вы хотели? Это и есть капитализм..."Когда "стороны" несколько остыли и боль "потерь" поутихла, мы встретились с Георгием Сергеевичем, теперь уже руководителем фирмы "Регион-Центр". Не про "Диалог" хотелось поговорить, а про этот самый капитализм, который у нас складывается.
Разговор начался издалека - с понятия "культура богатства".
- Когда на человека неожиданно падают деньги, он от них дуреет. Примеры из истории и литературы известны - купеческие загулы. Приходит купец в ресторан "Медведь" на Нижегородской ярмарке, пьет, ест, мажет официантам лица икрой, находит спившегося учителя гимназии, сыплет ему на голову перец и горчицу, хватает бутылку шампанского, швыряет ее в зеркало и кричит: "Ско-ки?" - Двести рублей. - Получите. Опять грох бутылкой и опять: "Ско-ки?" А другие в это время собирают Третьяковскую галерею или начинают помогать Коровину, Врубелю, Шаляпину, Станиславскому... Или вот пример: в Великом Устюге в протоколах губернского собрания я читаю выступление одного купца: "У нас есть замечательная гимназия, в которой преподают профессора Санкт-Петербургского университета, но, позаботившись о наших сыновьях, мы достойным образом не позаботились о грядущих подругах их жизни, о будущих женах. Мы должны создать женскую гимназию такого же уровня, как мужская. Я жертвую на нее 50 тысяч рублей". И пускает по кругу список жертвователей. Вот это я называю культурой богатства. Иначе легко полученные деньги легко превращаются в навоз. С этой ситуацией мы в России в очередной раз столкнулись.
Мы узнали исчезновение займов, кредитов, инвестиций, опять же растраченных бездарно, исчезновение целых заводов и отраслей, которые просто "проели", промотали... Остается только Бога молить, чтобы в экономику, в отрасли вернулись профессионалы.
- А куда же они делись-то?
- А вот куда. На предприятиях, находящихся в Силиконовой долине, в исследовательских центрах Бостона, Филадельфии, где делается американская наука, постоянно увеличивается квота на специалистов из России. Им открывают свои границы Канада, Англия, Австралия, Океания, США, Израиль. В общем, наша наука оплодотворяет весь мир. Ура? Впрочем, зарубежный вариант судьбы лучше, нежели второй, типичный для современной России, путь интеллигенции - за прилавки, на рынок, торговать трусами из Турции. Половина торговок - женщины с вузовскими дипломами, кандидаты наук, учителя.
- Почему же умники позволили совершить над собой такое? Почему не сопротивлялись тем, кто вытеснил их из родной страны, из профессии, из жизни? Против лома нет приема, да? - Так ведь к ним приходят и вытесняют не по "правилу лома", а по закону! Ему, новому собственнику, уже завернули в кулек этот завод, этот институт. У нас товарно-денежные отношения, у нас капитализм.
- Вот мы и подошли наконец к заявленной теме. Так про какие явления вы могли сказать: "... Это и есть капитализм"?
- Дело в том, что у нас, как всегда, произошла подмена понятий. Наша доблестная квази-интеллигенция, которая где-то из-под полы видела фильмы, чуть-чуть в туристических поездках видела красивые фасады, почему-то наивно думала, что капитализм - это когда ты входишь в магазин, а там 20 сортов колбасы, 50 сортов сыра и 100 сортов вина. И нам хотелось, чтобы при зарплате в 100 рублей все это изобилие продавалось по 2 рубля за килограмм. И вот пришел долгожданный капитализм с витрины: и 20 сортов колбасы, и паштеты, и рыба, и икра, и фрукты зимой, и голландские розы - все появилось. Все явились в универсам, сунули руки в карманы, вынули кукиш и закричали: "Эх, как! Боже мой! Что такое? Оказывается, надо иметь деньги!" Как будто за границей на все на это денег иметь не нужно.
У нас все время происходят переносы в сознании. Многие проповедники западной жизни почему-то думали, что в один прекрасный день на множестве парашютов в Россию спустится тот капитализм, который сложился за границей в конце двадцатого века. Но ведь он там складывался 200 лет - через детский труд, через забастовки, через криминальный капитал. Почему никто не принял в расчет, что капитализм попытались "десантировать" в дикую страну. "Россия - холодная равнина, по которой носится дикий человек". Это Чехов. Смысл этого высказывания - не оскорбление, а констатация, характеристика отношений между трудом и капиталом, между общественной практикой и общественным сознанием в России. Здесь абсолютно отсутствует понимание верховенства закона над всей жизнью, здесь нет пока гражданского общества. "Власть", "государство", "народ" - все это понятия, которые у нас существуют на бумаге, а не в жизни.
Теперь начались разговоры, что капитализм в нашей стране насаждается рукой ЦРУ. Никакое ЦРУ ничего бы не смогло сделать, если бы само общество не жаждало таких "насаждений". Причем самой жаждущей была наиболее образованная часть общества. Вот вам, кстати, "верхи образования" - образования без анализа, образования с открытым ртом, на уровне "Ах, как красиво в Копенгагене". Давайте поймем, что мы хотим. А хотим мы работать, как при социализме, а жить, как при капитализме, причем при капитализме нынешнем, голландском, а не том, диком и страшном. Не получится! Потому что капитализм - это система, основанная на выживании. 200 лет назад в Англии, Германии, Голландии никто никому не помогал. Никто не помогал американскому фермеру, которого с восточного побережья теснили более предприимчивые люди, и он, погрузив свой скарб на повозки, отправлялся покорять Дикий Запад. Кольт, винчестер да жена, которая умеет их перезаряжать, - вот и все его помощники. Даже сегодня, когда возникли многие институты социальной помощи, различные фонды, там, на Западе, человек все равно выживает, он отвечает за себя и благополучие своей семьи. И там фирмы банкротятся, предприятия разваливаются, и тогда вчерашний босс садится за баранку такси. Он переселяется в менее престижный район, он принимает потери и начинает вытягивать себя вверх через труд, через усилия.
Жизнь работающего молодого человека в Америке и у нас разительно контрастна. Еще более контрастна жизнь тамошних и наших стариков. Давайте сравним, кто более в Америке ухожен: женщина в 30 или женщина в 70 лет? Безусловно, в 70: есть время сходить в парикмахерскую, сделать маникюр, побывать у врача. В 30 лет главный девиз - "Быстро!": спортивный стиль в одежде, коротко постриженные ногти, простая стрижка, при которой достаточно два раза взмахнуть расческой... Потому что ритм жизни - работа, работа, работа.
Сколько говорено про фальшивую американскую улыбку. Но это не только показуха. Люди настраивают себя на успех, на удачу. Нельзя расслабляться. В этом смысле жизнь в Америке для меня невыносима. Я много работаю, но я люблю застольную беседу, я люблю ничегонеделанье и считаю, что время, проведенное с друзьями, Бог в жизненный срок не засчитывает. Но - возвращаясь к теме, давайте, наконец, спросим сами себя - чего мы хотим в России?
Надо понять, что к капиталистическим отношениям наша страна, прошедшая свою тысячелетнюю историю, страна со сложившимся национальным характером и менталитетом - не готова! И долгое время не будет готова. Не ждите быстрых перемен.
- Ну, а кто втянул страну в период преждевременных родов капитализма?
- Генерация знаек. Они действительно немало полезного прочитали в переведенных с английского книгах, в Интернете. Но при этом знайки не учли главного - человека этой конкретной страны с его национальным характером. Они почему-то думали, что стоит показать нашему народу красивую модель существования - и народ начнет работать, как японцы или канадцы. Нет, не начнет! Потому что вообще любой народ работает в своем темпе.
- Да, мы не голландцы и не японцы, но и у нас были и есть люди, которые умеют и хотят работать. - В зависимости от целей я делю нашу политическую, техническую, интеллектуальную элиту на две группы. Первая - люди, которые связывают свои надежды и чаяния с эксплуатацией российской территории, богатой сырьевыми ресурсами. Их будущее, будущее их семей связано с заграницей: с Гарвардом, Оксфордом, Кембриджем, с тихими чудными местечками старой Англии или испанского побережья, с элитными квартирами в Нью-Йорке или Париже. В России представители первой группы работают "вахтовым" методом. Их семьи уже давно переехали в Европу, уже куплена собственность, дети пристроены в престижные вузы, налажен красивый быт и т.д. А глава семьи мотается сюда, чтобы качать нефть, металл, деньги. Для этой группы Россия - промышленная зона.
Есть другая группа, которая связывает свою жизнь со страной. А страна, государство и территория - это разные понятия. Страна - это не только география, но еще и народ, который здесь живет, это дети, которые здесь растут, это благоустройство, окультуривание, освоение пространства: географического - с грабельками и метелкой; духовного - с книгами и телеканалами, вечерами поэзии, картинными галереями; это освоение пространства, которое называется "здоровье нации": с чистой водой, с занятиями спортом, с экологией... Значит, жить здесь нужно не вахтовым методом, потому что все свои интересы, а также интересы своих детей и внуков такой человек связывает с родиной.
Заметьте, я не даю никаких оценок, не говорю, что первая группа - негодяи, а вторая - молодцы. Я просто говорю, что не видеть этого нельзя. А вопрос заключается вот в чем: какую мы хотим иметь власть - из первой или второй группы? Государство Ельцина с его "семьей", олигархами и прочим никак не было связано с национальными интересами. Это была все-таки власть первой группы. Мне кажется, сейчас происходят перемены. Во всяком случае, хочется верить, что к власти пришли люди, готовые выразить и защитить наши интересы. И в этом для меня отличие абсолютно полюсное. То же самое происходит за границей. Там героем становится лидер, который прежде всего защищает национальные интересы.
- Что же, по-вашему, ждет нас впереди: долгая трудная дорога... к чему? Назад, в прошлое, или к капитализму - более развитому, окультуренному?
- Находясь в Голландии, Англии, Швеции, Норвегии, ты уже не очень понимаешь, где ты - в социализме, в капитализме?
Я не экономист, не политолог, не футуролог. Но, отвечая на вопрос "Куда мы идем?", расскажу один эпизод, который сильно на меня подействовал. Никита Михалков, когда ему попадается коробка, перевязанная бечевкой, эту бечевку не разрезает, а начинает постепенно распутывать. Почему? Он мне объяснил, что к этому его приучила матушка, Наталья Кончаловская. Почему-то она считала такое занятие важным, хотя бечевочки, скрученные в аккуратные колечки, никогда не использовала. Так вот мне кажется, что мы сейчас находимся в таком состоянии, когда очень многое в политике, в экономике, в быту, в отношениях народа и государства связалось в узлы. Есть соблазн их резко разрубить, как это было в революцию, в гражданскую войну. А мудрость государственных деятелей, наверное, заключается в том, чтобы заняться, наконец, их расПУТыванием. Занятие требует великого терпения, а оно - своеобразная гарантия хоть какой-то безболезненности.
- Вопрос о ситуации на "Диалоге" тоже, конечно, есть в плане нашего интервью. Можно ли считать случившуюся смену владельца обычным - капиталистическим - событием?
- История с "Диалогом" для меня и горька, и радостна. Горька потому, что канал, который я создавал, был продан. Но у меня нет ни обид, ни претензий. Канал был дотационен, как и 90 процентов российских СМИ, создавался на деньги финансово-промышленной группы "Экойл", владельцем которой был Надир Хафизов. Когда мы начинали работать, он сказал: "У нас очень большой холдинг. Мне нужен информационный канал, чтобы холдинг присутствовал и на этом рынке". Далее в планах было освоение дециметровых частот, после которого последуют новые деньги и новые - метровые - частоты. Это было возможно, но Надир Хафизов уехал в Америку и остался там со своим бизнесом. "Экойл" принял его брат Камиль. Я глубоко уважаю и этого человека, и его подходы к бизнесу. Он мне честно сказал, что сегодня на дополнительные вложения, связанные с получением метровой частоты, при сегодняшней конъюнктуре рынка "Экойл" пойти не может. Камилю Хафизову предложили хорошую цену за товар, и он, как грамотный бизнесмен, это предложение принял.
А потом начинаются абсолютно загадочные вещи. Приходит совершенно неподготовленный управленец, нанятый новыми хозяевами, закрывает программы, начинается "резня" коллектива... А событие - продажа канала, да, типично "капиталистическое"...
- Вы упомянули о "радостной стороне". В чем она?
- В том, что на "моем" "Диалоге" сложилась команда профессионалов. И эти люди вряд ли пропадут. Потому что настоящие профессионалы при капитализме ценятся. Даже при нашем капитализме.
Источник:"Биржа"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород