ввиц |
Нижегородские новости
апрель 28, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Нижегородский запрет на выезд!
Туристический бизнес лишь на первый взгляд кажется легким и прибыльным. На самом деле, когда доходы населения стабильно низкие, и большинство заботится о хлебе насущном, а не о зрелищах, для организаций, оказывающих туристические услуги, настают тяжелые времена. Проблем добавляют и налоги.Совсем недавно деятельность туристических агентств попала под действие нового налога, введенного на территории Нижегородской области - с продаж, начавшего действовать с 1 сентября 1999 года. Многие помнят, что формулировки данного закона вызвали многочисленные нарекания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. От недоработок данного закона пострадали и налогоплательщики-организации, и налогоплательщики-граждане. Эта беда не минула и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере туристического бизнеса. В чем же дело?
Закон Нижегородской области от 26 июля 1999 г. № 60-3 в статье 4 определяет, что данным налогом облагается "стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:
стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт - дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг, не подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи". Если проанализировать эти нормативные положения, то в отношении туристических фирм кажется все ясно: налогом облагается их "заграничная" работа, без учета стран СНГ.Приведенная выше формулировка объекта налогообложения, практически полностью взята из соответствующего Федерального закона, вводящего в налоговую систему Российской Федерации налог с продаж. Однако на первом пункте статьи 4 идентичность регионального и федерального законов заканчивается. В пункте 2 приведен перечень льготируемых товаров (работ, услуг) не подпадающих под действие налога. Сюда областные законодатели отнесли и стоимость путевок в оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, но только расположенных на территории Нижегородской области, льготная реализация путевок за пределы области предусмотрена только для инвалидов. (льгота инвалидам была добавлена лишь спустя три месяца). Выходит, если вы собрались в санаторий на Горьковское море, расположенный на Нижегородской земле, то с этой путевки налог взиматься не будет, а если ваш дом отдыха - в Ивановской области, то туристическая фирма должна будет заплатить с 5% налога. Многие сразу спросят: "Как же так, ведь в определении объекта налогообложения четко сказано, что под налогообложение не попадают услуги турагенств по поездкам в пределах РФ и СНГ?" Здесь-то, как говорится и собака зарыта.
Возникает противоречие между двумя пунктами одной статьи одного закона: пункт 1 гласит: "платить!", пункт 2 - "не платить!" Как же быть добросовестным налогоплательщикам? Налог в 5% со всего оборота организация, зачастую, не может возместить иным способом, кроме как из своей чистой прибыли (если таковая, конечно, есть). При попытке перенести налог на потребителя фирма может просто на просто оказаться без клиентов, ведь конкуренция очень высока.. Поэтому для многих туристических фирм Нижегородской области, ориентирующих свой бизнес в пределах территории России и ближнего зарубежья, вопрос платить налог с продаж или нет - вопрос "быть или не быть".
Дальнейший анализ Закона "О налоге с продаж" искомого ответа не даст, поэтому обратимся к основному нормативному документу регулирующему сферу налогообложения - части I Налогового Кодекса РФ.
В статье 3, формулирующей основные понятия законодательства о налогах и сборах, определено, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Предоставление льготы лишь в пределах территории Нижегородской является по крайней мере если не прямым, то косвенным ограничением перемещения услуг организаций, занятых туристическим бизнесом, в пределах России, что противоречит Налоговому Кодексу. При этом нужно помнить, что той же статьей не допускается установление, изменение или отмена налогов и сборов в ином порядке кроме определенном настоящим Кодексом, а так же ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Выходит, что если руководствоваться Налоговым Кодексом, основным документом в сфере налогообложения, то налогообложение налогом с продаж услуг туристических агентств по поездкам в пределах РФ и СНГ производиться не должно. На их стороне и другая норма Налогового Кодекса: пункт 7 статьи 3 гласит "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).". Противоречие внутри самого Закона Нижегородской области "О налоге с продаж" видно даже не специалисту.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод по налогообложению налогом с продаж туристических фирм оказывающих услуги по поездкам - налогом с продаж облагаются лишь услуги по поездкам за рубежи СНГ. Стоимость услуг по поездкам на территории РФ и СНГ налогом с продаж облагать не следует. Именно стоимость услуг, а не стоимость путевок, как записано в пункте "т" Закона.
Безусловно, данная недоработка регионального законодательства может послужить причиной не одного арбитражного процесса, такова традиция наших законов - каждый вновь принятый дает обширное поле для судебной практики. Однако в рассмотренном случае практически 100% вероятность того, что суд примет сторону налогоплательщика, ведь главный нормативный документ в сфере налогообложения - на его стороне.
Источник: "Закон. Финансы. Налоги"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород