главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
апрель 28, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Балахнинский бумкомбинат, как он есть

АО "Волга" в Нижегородской области долго и справедливо считалось, да и сейчас считается, одним из немногих успешных примеров иностранных инвестиций.

Действительно, предприятие работает, вышло на полную производственную мощность и даже превзошло ее, платит большие зарплаты, да еще и вовремя. Налогов одних в 1999 году в бюджеты всех уровней выплачено 700 миллионов рублей (из них 600 миллионов живыми деньгами!). Возможно, было бы все это без инвестиций в техническое перевооружение? Конечно, нет.

Каждое предприятие время от времени сталкивается с необходимостью задействовать действительно большие деньги. Поставить новое оборудование, реконструировать имеющееся, выполнить природоохранительные мероприятия - причин множество. Большие деньги нельзя вынуть из собственной "оборотки", ее просто не хватит. Для решения этой проблемы прибегают к поиску так называемых новых денег. Это может быть либо банковский кредит, либо средства, привлекаемые в капитал компании. Эти средства и именуются инвестициями. Для производства все равно являются ли такие инвестиции иностранными или имеют отечественное происхождение. Важно, чтобы этих денег хватило на осуществление задуманных технических проектов.

В 1994 году ОАО "Волга" имело несколько проблем, для решения которых собственных денег не хватало.
(1). 8-я бумагоделательная машина, которая была уже почти построена, не могла быть пущена без закрытия имеющихся долгов и оплаты пусконаладки подрядчику. Речь шла о 12 миллионах долларов (эта сумма часто фигурирует в материалах, касающихся того, что, якобы, "Волгу" продали за 12 миллионов).
(2) Для приспособления сырьевых цехов под новую мощную машину было необходимо построить новый древесноподготовительный цех (новая лесная биржа). Цена всего цеха с пуском составила более70 миллионов долларов США. Цех был пущен в 1997 году.

Кроме того, были реконструированы цеха термомеханической массы, склады, осуществлена компьютеризация. Все это потребовало средств более 20 миллионов долларов.

Часть инвестиций была направлена на социальные цели (строительство жилого дома, консервация другого жилого дома, оплата администрации района за передачу и ремонт социальной сферы).

Общая сумма инвестиций, пришедших на "Волгу" в 1994-1996 годах, а также изъятых на цели перевооружения из собственных оборотных средств, составила около 200 миллионов долларов США.

ОАО "Волга" переживало трудные времена в тот период. Часть инвестиций, как это не печально, была направлена на пополнение собственных оборотных средств. Иными словами, часть инвестиций проелась.

Сейчас, оглядываясь в прошлое, все мы, нынешние руководители комбината, думаем, можно ли было бы сделать лучше, дешевле, больше. Жаль, что история не знает сослагательного наклонения. Безусловно, мы видим те ошибки, которых можно было избежать, ту упущенную выгоду, которую можно было получить. Это все так. Однако не будем забывать и того, что во всей отрасли только "Волга" смогла произвести инвестиции и реконструкцию такого масштаба. Именно поэтому, касаясь прежних времен, мы придерживаемся единственно верного для прогресса правила - "не судите, да не судимы будете".

Однако вернемся к реалиям недавнего прошлого, которые, в частности, довольно показательно иллюстрируют насколько осторожным надо быть при принятии решений о получении инвестиционных кредитов. В 1997 году иностранная управленческая компания, отвечавшая за руководство ОАО "Волга", практически разорилась. В срочном порядке были приняты разнообразные меры по сбережению и сокращению затрат как внутри самой управленческой компании, так и на "Волге". Количество иностранных специалистов, работающих в Балахне, сократилось с 30 до 7-ми человек. К сожалению, все эти меры ни к чему не привели, и в июне 1997 года комбинат был остановлен. Безусловно, главными причинами такого положения дел явилась ошибочная оценка возможностей комбината, перспектив рынка, что греха таить, стабильности и предсказуемости нашего законодательства и правоприменения.

Становилось очевидным, что комбинат не в состоянии обслуживать инвестиционный долг. Надвигалась реальная угроза срыва по заработной плате, налогам. Иностранные акционеры всерьез, на чрезвычайном собрании, предлагали вариант добровольного банкротства и замораживания производственных мощностей. В этой ситуации группа менеджеров комбината, которые были приглашены на эту, без преувеличения, историческую встречу, предложила свой вариант. Суть его сводилась к следующим основным положениям.

На комбинате есть запас сырья, необходимый для производства бумаги в течение трех недель. Долг энергетикам и так велик, его дальнейшее трехнедельное увеличение ничего не изменит. Существует целый ряд экспортных клиентов, которые готовы закупить и предоплатить производство бумаги в течение указанных трех недель. Дайте нам руководство комбинатом, расторгните все соглашения с управленческой компанией, и мы, по крайней мере, сможем ликвидировать запас сырья и произвести готовую продукцию. Хуже не будет, потому, что хуже некуда. К нашему удивлению, акционеры согласились со всеми предложениями, и 10 июля 1997 года комбинат был вновь запущен. Вернее даже не комбинат, а лишь одна, восьмая, машина.

С тех пор и до сегодняшнего дня комбинат не останавливался ни на один день. В сентябре 1997 запустили пятую машину, спустя несколько месяцев шестую, потом седьмую, потом получили первую прибыль, потом занялись дальнейшим улучшением технической базы уже из собственных оборотных средств. В процессе работы, резко изменились управленческие подходы, были расторгнуты многие договоры с дорогостоящими экспортными консультантами и сохранены лишь те, которые действительно восполняли наши собственные пробелы в технических знаниях, знаниях зарубежного маркетинга.

Сегодня комбинат загружен на 105-110 процентов проектной мощности, имеет долгосрочные экспортные контракты с основными странами Европы, США, поставляет бумагу мирового качества практически во все регионы мира, оставаясь при этом одним из основных поставщиков бумаги и на внутренний рынок. В 1999 году комбинат занял почетное 60-е место среди 200 самых крупных предприятий России и 2-е место по темпам роста (в зачет брались результаты 1998 года). Не являясь лидером отрасли по производственным мощностям, комбинат сумел занять первое место в России по производству бумаги в 1999 году, установив и свой, внутренний, рекорд со времен своего образования в 1928 году - 526 тысяч тонн бумаги. Впервые в своей истории комбинат сумел освоить выпуск других, более сложных, сортов бумаги (исторически комбинат рассматривался лишь как производитель газетной бумаги). Ведутся переговоры с Правительством РФ о предоставлении комбинату гарантий для инвестиций в оборудование, которое позволит произвести журнальную бумагу, закупаемую в настоящий момент за границей. Жизнь не стоит на месте.

В своем Отечестве, как известно, пророков нет. Пока мы дома отбиваемся от проверок не совершаем ли мы лжеэкспорт и не оставляем ли мы часть цены за бумагу за рубежом, на Западе поучительная история, рассказанная выше, нашла другую оценку. Иностранцы решили, что произошло локальное экономическое чудо (одна из многочисленных статей в зарубежной прессе так и называлась - "Чудо на Волге"). На весьма значительных международных Форумах опыт "Волги" был проанализирован и изучен, как хрестоматийный пример возможностей России при условии грамотного менеджмента. Многие аналитики ставят "Волгу" в пример редко встречающейся в России прозрачности экономики и взаимоотношений с клиентами. Не случайно Руперт Мэрдок, мировой медийный магнат, покупает бумагу именно у нас. Венцом истории является беспрецедентное для среднего предприятия приглашение на Мировой Экономический Форум в Давос, а наших специалистов для работы за рубежом в различные иностранные компании. Пока они не едут. Надолго ли?

Источник: "Закон. Финансы. Налоги"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород