главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
апрель 07, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Миллион в месяц и никакого банкротства

Ну кто из нижегородцев не сетовал на общественный транспорт, подолгу простаивая на остановках в ожидании автобуса? Почему с проездным билетом в кармане мы вынуждены ездить на маршрутках и коммерческих автобусах?

- Парк машин окончательно пришел в негодность, - объясняет директор объединения "Нижегородпассажиравтотранс" Михаил Рат. - Большая часть подвижного состава не годится для эксплуатации. Автобусы нужно заменять или капитально ремонтировать. Перевозить людей на таком транспорте становится стыдно. Даже в те времена, которые у нас принято называть плохими (то есть 90-е годы), мы ежегодного обновляли 12 процентов подвижного состава. Эта норма подлежала списанию. В последние годы никакого обновления транспорта нет.

Ясно, почему не обновляется транспорт: на покупку новых автобусов нет денег. Но ведь и старые можно ремонтировать и поддерживать их в приличном состоянии.

Много лет подряд объединение "Нижегородпассажиравтотранс" ремонтировало изношенный транспорт на борском авторемонтном заводе, единственном в нашей области предприятии, которое производит ремонт автотехники различной сложности почти всех модификаций.

Более полувека авторемзавод не менял своего основного профиля, он строился, развивался, модернизировался. А в начале 90-х годов борское авторемонтное предприятие было включено в государственную программу "Российский автобус". В рамках этой программы на реконструкцию производства и строительство нового цеха (площадью до 10 000 кв.м) было потрачено более 2 000 000 долларов. Цифра внушительная, да и планы были большие: производить в год тысячу автобусов. Оставаясь единственным авторемонтным заводом в Нижегородской области, БАРЗ в начале 90-х годов освоил сборку новых автобусов. В период с 1992 по 1995 годы было выпущено более 800 автобусов "ЛиАЗ-677" и "ЛиАЗ-5256".

Но наступил 1995 год, и ситуация изменилась.

Исполнительный директор авторемзавода Валерий Федотов рассказывает:

- С 1995 года "Нижегородпассажиравтотранс" перестал с нами рассчитываться за поставленную продукцию. К концу года задолженность не было погашена, и на нее были начислены пени, налоги. За два года "Нижегородпассажиравтотранс" так и не рассчитался с нами, а сумма пени стала превышать сумму долга. Все это сильно подкосило предприятие в финансовом плане. К концу 1997 года борский авторемзавод, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, был объявлен неплатежеспособным. Получилось так, что госпредприятие государство же и обанкротило.

Михаил Рат признает, что тяжелое положение на борском авторемзаводе сложилось не без их участия:

- В последние годы "Нижегородпассажиравтотрансу" из областного бюджета отчисляется все меньше и меньше средств, и мы в свою очередь не можем платить авторемзаводу.

С 27 апреля 1999 года на БАРЗе было введено внешнее управление. К тому времени кредиторская задолженность завода составляла 15 млн.рублей. Рабочие полгода не получали зарплату.

В соответствии с законом о банкротстве на момент введения внешнего управления были "заморожены" все долги предприятия. Завод начал свою работу "с чистого листа", как новое предприятие.

Сейчас задержка по зарплате составляет два месяца, выплачиваются все текущие платежи.

Авторемзавод сохранил весь свой технический и интеллектуальный потенциал. В трех производственных корпусах завода расположены линии для капитального и декоративного ремонта автобусов различных модификаций, линии для сборки новых автобусов, два сушильно-окрасочных комплекса, а также участок ремонта и испытания двигателей. Кстати, БАРЗ первый в России адаптировал и установил на автобусы марки "ЛАЗ" американские двигатели, которые соответствуют стандартами Евро-1 и Евро-2. В настоящее время технический отдел завода занимается конструкторской разработкой силового агрегата Ярославского моторного завода. Занимается БАРЗ и изготовлением электромеханических подъемников, четырех- и шестистоечных, для легковых и грузовых автомобилей. В основном же производит автобусы марки "ЛАЗ-677", ремонтирует автобусы этой марки, "Икарусы" и "ПАЗИКи".

И все бы хорошо, если бы не старые долги, которые авторемзавод должен выплатить кредиторам до окончания срока внешнего управления - 27 апреля 2000 года. Но до сих пор завод не может получить деньги от собственных должников. Самый крупный из них - "Нижегородпассажиравтотранс". Он должен авторемзаводу около 3,5 млн.рублей.

Михаил Рат деньги не возвращает, ссылаясь на то, что объединение дотируется из областного бюджета и до сих пор оттуда не получено ни копейки:

- Сегодня мы не можем помочь заводу. Хотя и нужно всего один миллион "живых" денег, чтобы ежемесячно перечислять их на расчетный счет завода. И не просто подарить этот миллион, а заплатить за работу из тех средств, которые выделяют нам из областного бюджета.

Сергей Дьяченко, директор областного департамента транспорта, дорог и связи тоже настаивает на том, "чтобы в областном бюджете появилась строчка о выделении "живых" денег на ремонт автобусов на борском авторемзаводе."

Таким образом, областное руководство в лице М.Рата и С.Дьяченко утверждает, что для улучшения положения на БАРЗе необходима сумма всего в 1 млн.рублей ежемесячно из областного бюджета. Возможно ли это, и от кого должна исходить инициатива? Этот вопрос мы адресовали председателю бюджетного комитета областного Законодательного собрания (и одновременно главе местного самоуправления Борского района Владимиру Иванову. И вот что он ответил:

- Областной бюджет не финансирует заводы и не выделяет "живых" денег". Он компенсирует убытки по пассажирским перевозкам объединению "Нижегородпассажиравтотранс". В проекте бюджета на 2000 го на эти цели заложено 600 млн.рублей. А куда потратить эти деньги - должен решать генеральный директор объединения "Нижегородпассажиравтотранс" господин Рат. Если у него будет желание выделять ежемесячно БАРЗу один млн.рублей из тех 600 млн.рублей, которые выделяет бюджет на покрытие убытков от пассажирских перевозок, тогда мы будем финансировать Борский авторемонтный напрямую. То есть "Нижегородпассажиравтотранс" в лице М.Л.Рата и областной департамент транспорта, дорог и связи в лице С.А.Дьяченко должны четко сформулировать свою позицию.

Так заинтересована ли областная администрация в том, чтобы БАРЗ не обанкротился? Безусловно. По словам Сергея Дьяченко, сегодня у области нет сумасшедших средств, чтобы приобретать новые автобусы, и БАРЗ необходим, чтобы восстанавливать старый транспортный парк, но парадокс в том, что мы не оказываем ему помощи.

Если же область не поддержит БАРЗ, то у Борской администрации есть свои планы относительно будущего этого предприятия. Вот что по этому поводу сказал Владимир Иванов:

- Так как БАРЗ обслуживает весь пассажирский транспорт Нижегородской области, то о судьбе завода в первую очередь должна позаботиться областная администрация. И если в ближайшие три месяца после принятия областного бюджета никаких действий со стороны областной администрации не будет предпринято, то мы будем принимать кардинальные меры по перепрофилированию предприятия, чтобы оно нормально работало и люди были заняты.

И людей занять, и перепрофилировать завод, конечно, можно. Но нужно ли?

Капитальный ремонт автобуса обходится в три раза дешевле покупки нового. Работать отремонтированный автобус будет столько же, сколько и новый. А вот за пределами области такой же ремонт автобуса будет обходиться нам уже гораздо дороже.

Коллектив завода, внешний управляющий Алексей Хохлов серьезно задумываются о будущем предприятия:

- Завод нужен и городу, и области, и стране. Сейчас разрабатывается государственная программа производства большегрузных автобусов до 2005 года, и БАРЗ включен в эту программу. Предполагается, что мы будем производить ежегодно порядка 700 автобусов. Два автобуса в день - это нормальный рабочий режим для нашего предприятия. Мы можем это делать без особого напряжения. Решит ли возврат денег из области проблемы предприятия? Полностью, конечно, нет. Но это была бы значительная помощь. Полностью проблемы предприятия может решить крупный областной заказ на производство новых и капитальный ремонт старых автобусов. И, конечно, нужно искать заказы за пределами нашей области. И такие заказы уже есть. В прошлом году был выполнен заказ из Тольятти на сборку двадцати новых автобусов марки "ЛиАЗ-677". А сегодня ремонтируем автобусы из Сарова. Водители Саровского автопредприятия очень довольны качеством ремонта старых машин. Наши новые автобусы дешевле на пять - восемь процентов, чем Ликинские "ЛиАЗы", из-за того, что накладные расходы мы стараемся снизить до минимума. А прибыль закладываем в стоимость готовой продукции не больше пяти - десяти процентов.

В апреле областной арбитражный суд должен вынести свой вердикт, определяющий судьбу борского авторемзавода, единственного предприятия области, где есть все условия для капитального ремонта пассажирских автобусов. Поэтому проблема этого предприятия выходит далеко за его пределы и касается большей части нижегородцев. Как никак, а автобус остается самым массовым видом транспорта и работать он должен для нашего удобства.

Источник: "Нижегородские новости"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика