16.03.2005г.
В.Шмелев: "Итоги реализации регионального базисного учебного плана в 2001-2005г.г. и утверждении его на период до 2010 года"
Предлагаемый Проект регионального базисного учебного плана имеет ряд существенных особенностей, оказывающих безусловное влияние на развитие и формирование нового содержания российского образования в школах Нижегородской области.
Впервые в единый приказ "Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Нижегородской области" будут включены учебные планы для:
- Общеобразовательных школ и классов
- профильных классов на третьей ступени обучения
- гимназий, лицеев и школ (классов) с углубленным изучением отдельных предметов
- специальных (коррекционных) школ и классов
- вечерних (сменных) школ
- школ с обучением учащихся на родном (нерусском) языке
Необходимо отметить, что при разработке учебных планов по каждому из направлений, к участию в работе привлекались представители методических служб, муниципальных органов управления образованием, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений.
Региональный базисный учебный план разработан на основе двух федеральных документов: федерального базисного плана (утвержден приказом Министерства РФ от 9 марта 2004 года №1312) и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089).
Как и 12 лет назад, переход на новый федеральный базисный учебный план сопровождался переходом на новое содержание – федеральный компонент Госстандарта.
Новое содержание не может быть введено сиюминутно во всех классах. Следовательно, новый региональный план будет вводиься поэтапно.
Нововведения в федеральном компоненте Госстандарта и учебного плана
- введение иностранных языков на первой ступени обучения (2-4 классы в объеме 2 часа в неделю) и третьей ступени ( 10-11 классы в объеме 3 часа в неделю)
- реализую концепцию модернизации Российского образования, на третьей ступени обучения вводится интегрированы учебный предмет "Естествознание" вместо физики, биологии, химии. (Второй допустимый путь: преподавание отдельных предметов)
- федеральный компонент исключает преподавание предмета "Технология" в 9-х классах, предлагая ОУ за счет этих часов вводить предпрофильное обучение. Учитывая, что переход на профильное обучение в области планируется осуществлять по мере готовности школ, что большинство старшеклассников обучается в общеобразовательных классах и учреждениях НПО, в связи с этим проект регионального плана предлагает изучение данного предмета и в 9-х классах.
- понимая важность проблемы и осознавая ответственность за жизнь обучающихся, в проекте регионального плана во всех 5-11 коррекционных и общеобразовательных классах предмет ОБЖ сохранен как самостоятельный в объеме 1 час в неделю с обязательным прохождением сборов после 10 класса.
Национально-региональный компонент в начальной школе изучается в объеме 1 часа в неделю (2-4 классы). Выбор содержания компонента определяется образовательным учреждением с учетом наличия УМК и соответствующей подготовки учителя. Содержание регионального компонента должно быть представлено одним из следующих вариантов:
- вариант: гражданское образование (2-3 классы) и история (4 класс);
- вариант: экономика (2-4 классы);
- вариант: физическая культура по трехчасовой программе (2-4 классы)
Национально-региональный компонент в основной школе изучается в объеме 2 часов в неделю (5-9 классы). Выбор содержания компонента определяется образовательным учрежеднием с учетом наличия УМК и соответствующей подготовки учителя.
Обязательной составной частью регионального компонента является учебный предмет "Историческое краеведение" (7класс).
Особенности содержания регионального компонента на второй ступени обучения состоят в следующем:
- изучение информатики в рамках регионального компонентапланируется только в 5-7 классах, т.к. в рамках федерального компонента в учебные планы ОУ (8-9 классы) вводится учебный курс "Информатика и ИТК".
- введение предпрофильного обучения в образовательную программу 9-х классов осуществляется по решению педагогического совета учреждения, при условии наличия УМК и подготовленных педагогических кадров. В учебном плане школы на предпрофильну подготовку отводится 2 часа в неделю в течении одного года за счет часов регионального компонента или компонента ОУ.
- в составе регионального компонента появился новый предмет "Религии России" (рабочее название). Данный предмет с одной стороны имеет религиоведческую направленность, с другой – содержательно дает представление о всех религиях, распространенных на территории России, преподавание будет осуществляться светскими учителями, а самый большой модуль в структуре предмета будет посвящен истории и культуре православия.
Претерпел изменения учебный план профильных классов. Теперь вместо трех профилей предложены планы четырех: гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, технологического. Впервые в структуре появляются три вида предметов: базовые, профильные и элективные. Все предложенные учебные планы профилей являются результатами областной экспериментальной работы, которая проводилась в 52 ОУ 8-районов области.
При переходе старшей группы обучения на профиль определяющим будет являться социальный заказ и готовность педагогического коллектива.
Источник: Правительство Нижегородской области
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики