главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
март 20, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Черный рынок: был, есть и будет

Налоговая полиция намерена усилить атаку на нелегальный рынок видеокассет, программных продуктов и игрушек. Как она это будет делать, пока неясно даже ей самой.

Основные "зачистки" полицейские проводят на черных рынках. По их данным, фальшивым товаром активно торгуют даже солидные магазины, но их почти не трогают. Рынки обеспечивают "высокие производственные результаты", а магазины -- нет, потому что на той же площади Ленина практически ни один продавец дисков или видеокассет не сможет предъявить документы, которые подтверждали бы "законнорожденность" товара. Автоматически они попадают под административную ответственность с перспективой высокого штрафа.

А в магазинах документооборот налицо. Хотя кассеты и CD могут быть "левыми", но это уже надо доказывать. А экспертов у полицейских нет. И в магазинах они могут "отдыхать" -- для работы им остаются только рынки.

В управлении решают проблему так: взятого с поличным "пирата" спрашивают: "Вы кем хотите быть: клиентом или экспертом?" Ответ известен. Шутка.

На деле ситуация очень серьезная. Хуже всего несчастному покупателю. С рынком ему все ясно: он готов к тому, что может получить не самый качественный товар. В магазинах он на такие сюрпризы не рассчитывает, потому что, по его наивным представлениям, магазин имеет лицензию, его точно контролируют налоговые структуры и всякие инспекции, поэтому вопрос приличного качества вроде как и не обсуждается... Однако сегодня полиция ничего не может сделать именно с этими респектабельными торговцами "контрафактной продукцией", как называют нелицензионные кассеты, диски и т. п.

На пресс-конференции, которая прошла в областном управлении Федеральной службы налоговой полиции (УФСНП), журналистов даже призвали помочь с организацией в Нижнем экспертного бюро, совета -- название не важно.

Специалисты сопоставляют объемы черного рынка, торгующего "левыми" кассетами, CD, с оборотами теневого алкогольного бизнеса. Причем сравнение не в пользу первого. Как сообщил начальник отдела оперативной службы УФСНП Андрей Королев, объем контрафактной продукции сейчас составляет около 70 процентов всего нижегородского рынка. А на рынке алкоголя на долю фальсифицированной водки приходится не более 40 процентов.

Полицейские утверждают, что теневой бизнес на нелегальных видеокопиях и программных продуктах служит одной из наиболее мощных подпиток криминалитета. Но основной "улов" налоговиков во время их рейдов по рынкам -- это мелкие торговцы. Как напомнили журналистам, у нас девять процентов явной безработицы и 39 -- скрытой. Она-то и поставляет рабочую силу на рынки. Для большинства этот бизнес -- возможность содержать семью.

Впрочем, в последнее время, по данным УФСНП, на рынке появилось много студентов-продавцов. С одной стороны, ребята сами хотят подработать. С другой -- на них целенаправленно делают ставку крупные поставщики нелицензионного продукта: с энергичного, но нищего студента в случае чего полиции взять нечего. Налоговики, однако, нежных чувств к начинающим предпринимателям не испытывают и порой штрафуют, потому что знают, что эти "юные дарования" торговать на рынок приезжают на иномарках и после жалоб на голодную жизнь все-таки выплачивают очень крупные штрафы.

В ближайшее время ситуация с контрафактной продукцией на рынке вряд ли изменится. Во-первых, народ упорно предпочитает покупать дешевые кассеты и CD. Во-вторых, налоговая полиция занимается борьбой с теневым рынком видеокассет и программных продуктов практически на общественных началах: в управлении могут выделить на решение этой проблемы в лучшем случае одного человека, в худшем -- нисколько. В-третьих, нелегалам на этом секторе рынка надо очень постараться, чтобы сесть. В большинстве случаев они отделываются административными наказаниями.

Основной поток нелицензионных кассет, CD и программных продуктов в Нижний идет из Москвы. Раньше монополистом был Китай. Но после того, как в КНР начались "репрессии" по отношению к "подпольщикам", поток подделок сократился. Сейчас основные источники -- Москва, Болгария, отчасти Украина. Отрабатываются связи оптовых продавцов такой продукции в других странах.

Стоит отметить, что распространенное представление, будто Россия все ворует на Западе и массовыми тиражами копирует американские фильмы, игрушки, уже устарело. Иностранцев тоже интересуют наши продукты. Оперативники налогового управления "разрабатывали" одного из иностранцев, попавших в черный список зарубежных предпринимателей, которые уклонялись от уплаты налогов. Выяснилось, что он регулярно посещал черные рынки и покупал какие-то диски. Уже потом, когда состоялась официальная встреча в налоговой полиции, его спросили, чем ему так полюбились наши рынки. Тот признался, что скупал диски с одной и той же российской программой -- каждый раз, чтобы не привлекать внимания, по одному диску. Собирался продать эту программу дома за пять тысяч долларов США. Здесь на черном рынке она стоит 80--100 рублей.

Налоговые структуры и фирмы, которые специализируются на торговле лицензионными продуктами, считают, что больше всего контрабанды на этом рынке приходится на видеокассеты, игрушки... Ситуация с программными продуктами, предназначенными для фирм (аналитическими, бухгалтерскими, дизайнерскими и т. д.), выглядит гораздо благополучнее. Так, по мнению руководителя фирмы "Интеллект-Проект" Сергея Малышева, сейчас основная часть фирм и предприятий предпочитает пользоваться лицензионными программами. Причем кардинальный сдвиг произошел в конце прошлого года: деловые круги всерьез готовились к "проблеме 2000".

Активно полиция начала заниматься контрафактной продукцией в 1998 году. За это время ей не удалось снизить объем нелегальной продукции. Более того, в ближайшее время тенденция, скорее всего, не изменится.

Не скрывая зависти, нижегородские полицейские рассказывают о системе работы за рубежом. По их мнению, самый большой опыт накопили США. В Соединенных Штатах ФБР ежегодно проводит 50--60 расследований, которые заканчиваются обвинительными актами. Таможенная служба осуществляет более двух тысяч арестов контрафактной продукции (в среднем на 50 миллионов долларов), возбуждается более 2,5 тысячи уголовных дел. Кроме того, проблемой занимается полиция. Активно отлавливают и сурово наказывают "пиратов" в Германии, Южной Корее, Италии.

Нижегородские налоговики тоже хорошо знают своих потенциальных клиентов. Как выразился Андрей Королев, "у нас и очередность выстроена, и рейтинг правонарушений составлен. Остается найти время и людей для борьбы". Однако нет ни того ни другого. И ожидаемое в ближайшие месяцы расширение аппарата управления на 50 человек задачи не решит.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика