ввиц |
Нижегородские новости
март 20, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Алекс Кнастер: "Главный сервис, который банк предоставляет клиенту, -- это надежность"
Альфа-банк -- один из немногих российских банков, которому удалось не только почти безболезненно пережить финансовый кризис, но и усилить свои позиции на рынке.В Нижнем Новгороде филиал Альфа-банка за прошедший год с момента прихода нового управляющего филиалом И. А. Согина, по словам С. Ф. Спицына, начальника ГУ ЦБ по Нижегородской области, выполняет треть всей работы в регионе, которая приходится на долю столичных банков.
О том, что сегодня представляет из себя банк, о стратегии его дальнейшего развития рассказал главный управляющий директор Альфа-банка (Москва) Алекс Кнастер.
-- Вы приняли решение перейти на работу в Альфа-банк сразу после того, как он объявил о реструктуризации своего бизнеса через слияние с "Альфа-Капиталом". Однако буквально через месяц нагрянул кризис. Планы руководства банка в связи с этим менялись?
-- Нет. Формально слияние Альфа-банка с "Альфа-Капиталом" произошло уже в июне 1998 года. Конечно, кризис создал для нас определенные сложности. Первые пару месяцев 80--90 процентов нашего внимания уходило на управление ликвидностью и на преодоление всех трудностей, которые создал кризис. Но слияние наших структур, как мне кажется, прошло достаточно эффективно. Главное, провести этот процесс быстро. У меня достаточно богатый опыт работы в компаниях, которые подвергались слияниям. И мировой, и мой личный опыт показывают, что если слияние происходит постепенно, то получается, что в банке одновременно работают две команды и не всегда их мнения по каким-то вопросам совпадают. А это очень неконструктивно для последовательного достижения общих целей. Поэтому мы очень быстро, фактически за месяц, слили все виды бизнеса. А сейчас у нас идет процесс извлечения стратегических выгод из слияния.
Для чего происходило это слияние? Для того, чтобы банк стал универсальным и имел возможность предоставлять своим клиентам более широкий и качественный спектр услуг.
Очень важной частью нашей стратегии развития является успешное применение западных технологий к российской реальности. Вот это, мне кажется, достаточно сильно отличает нас от любого другого банка в России. В нашем банке за многие направления бизнеса отвечают иностранцы. Они имеют колоссальный опыт работы в западных компаниях и на международных рынках. Многие аспекты работы с клиентами требуют именно российских специалистов. Разумное сочетание этих двух опытов позволяет нашей структуре эффективно развиваться.
-- Так что сегодня представляет из себя Альфа-банк? Накануне его слияния с "Альфа-Капиталом" в интервью "Ъ" президент банка Петр Авен заявлял о том, что у руководства есть желание создать финансовый супермаркет, который будет объединять в себе пять видов бизнеса: это розничная филиальная сеть, корпоративные банковские услуги, услуги на финансовых рынках, управление клиентскими активами и, наконец, собственными средствами. Эти планы реализовались?
-- Полностью. Хотя структура бизнеса немного изменилась. Теперь у нас в банке есть три главных блока бизнеса.
Первый -- это коммерческо-банковские продукты, которые предоставляются как корпоративным клиентам, так и частным лицам. В этот блок входят расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитование, депозиты, кредитные карточки и т. д.
Второй блок -- инвестиционный. Сюда входит торговля на рынке ценных бумаг акциями, облигациями с фиксированной доходностью, векселями и тому подобным и корпоративное финансирование -- консультации клиентов по сделкам слияния, выпуск ценных бумаг, другие виды привлечения средств.
И, наконец, третий блок -- это управление инвестициями. Сюда входят управление средствами банка и активами клиентов. К услугам наших клиентов самый большой в России паевой фонд "Альфа-Капитала" -- уже сейчас его услугами пользуются более чем 900 тысяч человек.
Вот три основных направления бизнеса. А филиальная сеть банка теперь рассматривается нами не как отдельный вид бизнеса, а как канал, по которому наши услуги доходят до клиента.
-- Альфа-банк сейчас очень активно завоевывает регионы. Вы хотите стать системообразующим банком?
-- На данный момент у Альфа-банка 50 филиалов и отделений. В этом году мы планируем увеличить нашу филиальную сеть как минимум еще на 30 филиалов. Но это не значит, что мы хотим стать системообразующим банком. Мне вообще кажется, что понятие "системообразующего банка" достаточно надуманное. У нас нет цели стать самым большим банком в России. Мы просто хотим присутствовать на всех важных рынках внутри страны. Но и по качеству продуктов, и по качеству их обслуживания мы хотим быть самыми сильными. Что это значит? Например, для того чтобы качественно присутствовать на московском рынке, я считаю, нужно от 30 до 50 отделений. На петербургском -- от 10 до 20 отделений. В Кургане, наверное, достаточно одного отделения. Уровень нашего присутствия обусловлен состоянием экономики региона, размером рынка, наличием потенциальных клиентов в нем.
Мы анализируем все эти аспекты и выясняем, есть ли в конкретном регионе потребность в банке такого класса, как Альфа-банк. До кризиса, если такая потребность где-то и была, то не ярко выражена. Крупные банки типа Инкомбанка, "СБС-Агро" уже присутствовали в регионах и достаточно эффективно вели там работу. После кризиса в регионах образовался вакуум на рынке банковских услуг. И даже АРКО (агентство по реструктуризации кредитных организаций), отметив этот вакуум, летом прошлого года профинансировало часть развития нашей филиальной сети.
Кстати, этому финансированию в прессе уделялось слишком много внимания. На самом деле, миллиард рублей по курсу на тот момент -- это 41 миллион долларов. А наша депозитная база за прошлый год выросла больше чем на 300 миллионов долларов. То есть кредит АРКО составил 10--15 процентов от общих средств, которые мы привлекли в прошлом году.
-- Хотя АРКО выделило вам, как вы сказали, и небольшие деньги, тем не менее под них Альфа-банк заложил блокирующий пакет своих акций. Вы не боялись неадекватной реакции клиентов? Не проще ли было обойтись без этих средств?
-- Безусловно, мы бы без них обошлись. Эти деньги были выделены не на выживание банка, а на его развитие. Как показал опыт прошлого года, в большинстве случаев, когда деньги давались банкам на выживание, они им не помогли. Поэтому важно иметь уверенность, что структура готова к приему денег, а потом уже их давать. В нашем случае мы были готовы к приему денег АРКО. Они были нужны нам для развития, и именно эту функцию они и выполнили. Почему мы были готовы заложить блокирующий пакет наших акций? Потому что у нас есть 100-процентная уверенность, что мы сможем вернуть этот кредит.
-- Кстати, Альфа-банк до кризиса активно привлекал западные кредиты. Вы по ним расплатились?
-- У нас было три серьезных привлечения. Первое -- это синдицированный кредит. Мы по нему полностью расплатились. Второе привлечение на сумму 77 миллионов долларов проходило в рамках программы выпуска американских коммерческих бумаг US Commercial Paper Programme. Эту бумагу мы погасили приблизительно на 40 процентов. Остальную сумму выплачиваем поквартально в течение трех лет. Выплаты идут день в день. И третье привлечение западных средств было проведено через выпуск еврооблигаций на сумму 175 миллионов долларов с погашением в июле 2000 года. Мы единственный из российских банков, который не вышел из графика по погашению евробондов. Мы вовремя выплачивали купонный доход по этим облигациям. А сейчас Альфа-банк уже зарезервировал средства на погашение самих облигаций. Сделаем это мы, безусловно, в срок. И надеемся, что уже в конце этого года -- начале следующего снова выйдем на внешние рынки западных ценных бумаг. Кроме того, уже сейчас Альфа-банк попал в число немногих российских банков, на которые западные контрагенты открывают кредитные лимиты.
-- В результате кризиса практически все банки с большой филиальной сетью оказались банкротами. Вы уверены, что Альфа-банк сможет эффективно управлять своими региональными структурами?
-- Для этого просто требуется хорошо организованная структура контроля. Необходимо контролировать все процессы в филиалах: банковские риски, выпуск новых продуктов, их качество. У банков в принципе есть три основных столпа, на которые он опирается: это капитал, коллектив и клиенты. И о них необходимо постоянно заботиться. Потому что от их состояния зависит качество услуг банка. А главный сервис, который банк предоставляет клиенту, -- это надежность.
-- Тем не менее одной надежности для того, чтобы привлечь клиентов в банк, мало. Необходимо и качество услуг. Какие направления бизнеса сейчас являются приоритетными для Альфа-банка?
-- Приоритетное направление для нас -- это коммерческие банковские продукты. Это в первую очередь расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Это кредитование. И наконец, выпуск и обслуживание пластиковых карт.
Мы очень много ресурсов тратим на повышение эффективности этих продуктов. Например, расчетно-кассовое обслуживание требует больших вложений в информационные технологии. Для повышения качества этого продукта мы нанимаем очень квалифицированных людей. Недавно к нам в Альфа-банк на должность главы информационных технологий пришел г-н Джон Хоган. Это американец в возрасте 55 лет, который был руководителем управления информационных технологий в крупнейшем американском банке -- Сити-банке. Это человек с огромным опытом построения банковских информационных систем, которые соответствуют мировым стандартам. Также мы наняли фирму Andersen Consuling, крупнейшего в мире консультанта по информационным технологиям. И сейчас Альфа-банк внедряет новую систему информационных технологий, для того чтобы клиенты могли абсолютно без усилий и без большого количества бюрократических требований делать то, что хотят. В пределах, естественно, рамок закона и различных ограничений, которые вводят регулирующие органы.
Второе приоритетное направление бизнеса -- кредитование. Кредитование -- это самый важный продукт, который мы можем сейчас предоставить корпоративным клиентам. Мы занимаемся торговым кредитованием, кредитованием оборотного капитала, капитальных вложений. Спрос на эту услугу банка постоянный. Поэтому большую часть ресурсов, которые мы привлекаем, мы, конечно, вкладываем именно в развитие кредитного портфеля. Объем нашего кредитного портфеля приближается к 400 миллионам долларов.
Основной заемщик Альфа-банка -- это предприятия среднего бизнеса. Конечно, мы всегда готовы к работе с крупнейшими клиентами и тратим на это много усилий. Но, как правило, такие клиенты работают со своими отраслевыми банками. Например, "Газпром" обслуживается в Газпромбанке и т. д. Есть ряд крупных организаций, с которыми и мы работаем. Но 80 процентов нашей клиентской базы -- это средний бизнес.
Необходимо отметить, что кредитный портфель Альфа-банка диверсифицирован, и у нас фактически нет кредитов размером больше десяти миллионов долларов. Это важно. Широта спектра кредитного портфеля создает определенную надежность банка. Например, в результате кризиса наши потери от кредитного портфеля были минимальными, близкими к нулю.
И наконец, третий приоритетный вид бизнеса -- это процессинговые услуги: эмиссия кредитных карточек и экваринговый сервис. Мы входим в тройку лидеров в России по эмиссии кредитных карточек. Например, по VISA мы номер один в России, по Master Card входим в тройку. Альфа-банк -- один из буквально трех или четырех банков, которые имеют право на эмиссию карточек American Express. На сегодняшний день нами выпущено около ста тысяч кредитных карточек.
-- Значит, кредитованием населения Альфа-банк пока не планирует заняться?
-- Ипотечной программы, или программы массового кредитования населения, на данный момент мы не ведем. Этот бизнес для нас сейчас просто не является приоритетом ввиду его большой трудоемкости. И вообще, нельзя сразу расти во всех направлениях. Безусловно, это очень важный бизнес, которым мы будем заниматься. В ближайшее же время, наверное уже к концу этого года, мы начнем его развивать. Но сейчас мы нацелены на развитие нашей клиентской базы за счет среднего бизнеса.
-- Председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман в одном из своих интервью сразу после вашего прихода в банк сказал: "Просто мы хотим зарабатывать больше денег, поэтому и пригласили Алекса". Так вы помогли Альфа-банку увеличить доходы?
-- Вообще-то надо спросить у Михаила Фридмана. Я думаю, что да. Можно посмотреть на показатели доходности Альфа-банка за прошлый год. По предварительным результатам, наша чистая прибыль после уплаты налогов составила больше ста миллионов долларов. Бизнес растет. Трудно сказать, связано это с моим приходом или нет. Но банк сейчас достаточно прочно входит в пятерку крупнейших банков России. И наше место в пятерке достаточно комфортное. Дальнейший рост не является целью. Сейчас банк делает упор на качество услуг.
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород