ввиц |
Нижегородские новости
март 15, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Дырявый Тришкин кафтан
Главными темами для обсуждения на заседании агрокомитета областного Законодательного собрания, как и ожидалось, стали предстоящая весенне-посевная кампания и объем ы статьи бюджетного финансирования агропромышленных программ на 2000 год.Вопросы взаимосвязаны. Посевная не за горами, деньги на нее нужны уже сейчас. Надо технику ремонтировать, закупать семена, горючее, минеральные удобрения... На сегодняшний день готовность техники к полевым работам составляет 62 процента. Хорошая цифра, казалось бы, гораздо выше прошлогодней. Но подвох в том, что по сравнению с прошлым годом техники, как тракторов, так и навесных сельскохозяйственных орудий, стало гораздо меньше, а та, которая осталась - в среднем стала старше, с большим аммортизационным износом.
Не хватает 12 тысяч тонн семян. С зерновыми, как сказал первый заместитель директора департамента сельского хозяйства Валерий Лебедев, вопрос решается за счет обменных операций. На посев будет пущено фуражное зерно с повышенной всхожестью. Хуже дело с семенами льна. Их требуется 345 тонн, в наличие есть 183. Где взять остальные - пока неизвестно. В России семян льна просто нет. Ведутся переговоры с производителями Украины, Литвы, может быть, и в дальнее зарубежье придется обратиться.
Обеспеченность минеральными удобрениями примерно на треть. Не очень много, но уже заработал механизм снабжения хозяйств удобрениями через Горьковскую железную дорогу и завод имени Свердлова по ценам на 40 процентов меньшей рыночной стоимости. Нюанс, правда, в том, что эта "меньшая" цена равна прошлогодней. Вообще же, по оценкам депутатов, стоимость посевной будет в три раза выше, чем в прошлом году.
Особая забота - горюче-смазочные материалы. Потребность на весну в дизельном топливе у сельхозпредприятий составляет 51 тысячу тонн (в наличии 15), в бензине потребность 20 тысяч тонн (в наличии 9). И пока нет решения - за счет чего пополнить эти запасы. По предложению губернатора на посевную будет выделено 150 млн.рублей бюджетных средств. Предположительно, треть уйдет на горючее. Конечно, это какое-то решение проблемы. Но за этой проблемой тут же встает другая. Да, потратим мы 150 миллионов на посевную. А что сельское хозяйство будет делать потом? Ведь на весь год по бюджету, принятому в первом чтении, предполагается на финансирование агропромышленного комплекса дать 341 млн. рублей. То есть почти половина уйдет только на посевную А за посевами нужно ухаживать, а сено нужно косить. Вслед за сенокосом придет уборочная. Это не говоря про стороительство и ремонт зернотоков и животноводческих ферм, стоительство жилья и многое другое. Это все за счет чего делать?
Депутаты агрокомитета приняли решение ходатайствовать перед администрацией области о внесении изменений в проект бюджета. Разговор уже не идет о десяти процентах бюджета, на которые расчитывали аграрники, хотя бы 407 миллионов надеются получить (более чем на сто миллионов меньше десятипроцентного уровня). Впрочем, судя по плохому настроению участников заседания, и на это не надеются. "Денег в бюджете нет, - честно сказал директор департамента финансов Виктор Труфанов. - мы, разрабатывая проект бюджета, заложили в него все, что можно..." То есть, если увеличить финансовую поддержку села, то нужно что-то отобрать у других. У кого? Врачам-учителям зарплату платить надо, школы и больницы надо строить и ремонтировать, не обойтись без строительства жилья. Надо поддерживать промышленность, ведь она дает в бюджет основные средства. Надо поддерживать культуру, науку... А денег не хватает. Складывается такое впечатление, что еще не принятый бюджет уже напоминает тришкин кафтан, обязательно оголяющий какую-то часть тела.
Но ведь и село без солидной поддержки может просто погибнуть. По крайней мере, эта угроза распространяется на половину хозяйств, которые без кредитов и дотаций не смогут ни посеять, ни убрать. На комитете прозвучало предложение попробовать изменить политику финансовой поддержки сельхозпредприятий. Возможны три пути. Первый - сделать эту поддержку исключительно на возвратной основе, чтобы бюджетные деньги через какое-то время опять возвращались в бюджет. Это значит, что поддержка должна оказываться только тем, кто в состоянии предоставленные деньги вернуть. Чем это грозит половине нижегородских хозяйств, мы уже говорили. Второй путь - поддерживать только отстающих, в надежде, что сильные хозяйства сами способны устоять на ногах. Но тогда, как сказали депутаты-аграрники, есть риск, что и слабых не поднимем, и у сильных отобьем охоту работать. Третий путь - всем поддержку давать в равной мере, по чуть-чуть. Но ведь это и слабых не спасет, и сильным не даст ничего. Заколдованный круг.
Конечно, все было бы гораздо проще, бы работали благоприятные для селян федеральные законы. Когда крестьянин почувствует реальную поддержку, а не похлопывание по плечу, когда диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию канет в лету. Все было бы проще, если бы сельхозпродукция получила реальные государственные дотации (ведь она во всем мире дотируется, даже там, где плодородная земля дает по два урожая в год).
Источник: "Нижегородские новости"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород