ввиц |
Нижегородские новости
март 06, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Непотребный бюджет
Нельзя быть беременной только на 75 процентов. Точно так же дом, построенный на 80 процентов, еще не дом, а недострой. Новые слова, которые придумали областные финансисты для обозначения дефицита областного бюджета, намного превышающего разрешенные бюджетным кодексом пять процентов, -- детская попытка выхода из ситуации. Сколько не говори "халва", слаще вокруг не станет, и как ни зажмуривай глаза и не зажимай уши, чтобы не видеть вспышек молний и не слышать раскатов грома, гроза не прекратится.Три способа борьбы с дефицитом
Обсуждение бюджета оставило гнетущее впечатление. Перечисление статей расходов с примечаниями: предусмотрено финансирование в размере 80, 75, 50 процентов от потребности -- означает, что неплатежи бюджетных организаций за свет, тепло, коммунальные услуги и поставщикам будут нарастать. Планы сократить расходы на заработную плату бюджетникам на десять процентов при одновременно высказанном намерении увеличить уровень зарплат работникам бюджетных организаций на 20 процентов означают, что количество бюджетников необходимо сократить как минимум на 25 процентов. А если учитывать, что бюджет будет приниматься в марте, а об увольнении необходимо предупредить за два месяца, можно говорить, что сокращения должны будут стать гораздо более серьезными.
Представители многих территорий жаловались, что при подготовке бюджета сперва производилась инвентаризация потребностей районов и жесткое их сокращение в натуральных показателях. А после этого уже определялось, на сколько процентов от потребностей их финансировать.
Подобный подход технологически возможен не всегда. В городе еще можно предусмотреть выделение 80 процентов бензина от потребностей автопарка, в результате чего на линию выйдут восемь автобусов вместо десяти. Но в сельской местности может оказаться, что автобус, совершающий единственный рейс, просто не достигнет места назначения. Это условный пример, но реальные последствия принятия такого бюджета будут еще серьезнее.
Дело даже не в том, что закладывая финансирование на 80, 75 и даже 50 процентов от потребностей (в том числе по оплате тепла, света, коммунальных услуг) составители бюджета закладывают механизм генерации неплатежей, с которыми область с таким трудом борется вот уже который год. Самое примечательное -- это задания по экономии бюджетных средств, установленные для каждого района. По сути дела, это еще один, уже третий после урезания потребностей районов в натуральном выражении и финансирования оставшихся на n процентов от потребностей секвестр районных бюджетов. Или термин, призванный завуалировать существование бюджетных дефицитов в размере большем, чем пять процентов от доходной части бюджета (что прямо запрещено бюджетным кодексом).
Обратный отсчет уже пошел
По сути дела, все надежды авторов проекта бюджета связаны с будущим экономическим ростом, который должен сопровождаться ростом налогооблагаемой базы и т. д. "Нам бы день простоять да ночь продержаться". Правда, после отказа платить проценты по еврозайму (а из всех регионов, вступивших в переговоры с кредиторами о реструктуризации своих долгов, только Нижегородская область до окончания переговоров перестала платить проценты) никакие "буржуины" не придут нам на помощь. Надежды на "Красную армию" -- федеральный центр, тоже могут оказаться призрачными, если вспомнить упрек нижегородскому губернатору, брошенный Михаилом Касьяновым, заявившим, что перечисленной в Нижний Новгород суммой в 60 миллионов рублей можно было бы закрыть долги по налогам в нескольких регионах, резко улучшив статистику в целом по стране.
Бомба замедленного действия, закладываемая таким образом в бюджет, сработает, когда в один далеко не самый прекрасный момент средств не хватит на финансирование защищенных статей. Такое теперь может произойти в любом районе и городе области, включая уже и Нижний Новгород. При этом надо учитывать, что в отличие от своих коллег из сельской местности, врачи и учителя Кстова, Дзержинска, Арзамаса и Нижнего Новгорода не привыкли к задержкам заработной платы и не имеют таких огородов, которые позволили хотя бы в вопросах питания не полностью зависеть от сроков выплаты заработной платы. А массовые возмущения в крупных городах могут породить гораздо более серьезные проблемы, чем то, что до сих пор можно было наблюдать в некоторых районах области.
Резерв главного командования
Конечно, губернатор позаботился о создании "резерва главного командования", исключив из распределения по бюджетным статьям около одного миллиарда рублей, занизив прогнозируемые суммы сбора налогов на территории области (которые потом расщепляются и поступают в бюджеты разных уровней) почти на 1,3 миллиарда рублей по сравнению с согласованной в Минфине цифрой. В статье 24 проекта бюджета указаны направления расходования этих средств (выплата зарплаты бюджетникам и т. д.), в случае, если эти деньги в бюджете вдруг появятся.
Депутат ОЗС Сергей Воронов уже обвинил губернатора в создании предвыборного фонда, который поможет ему выступить благодетелем большинства избирателей непосредственно перед выборами, выплатив долги по зарплате и пособиям. Это обвинение может иметь резон только в том случае, если досрочные выборы губернатора состоятся в 2000 году. Логичнее предположить, что в условиях резкого обострения бюджетного кризиса, делающего невозможной прежнюю практику маневрирования средствами с незащищенных статей, губернатор стремится получить свободу маневра и обзавестись дополнительным рычагом давления на районные и городские администрации.
За стремление создать заначку "на черный день" Ивана Петровича трудно порицать. Если бы нижегородский бюджет прописывался как на Западе с полной калькуляцией всех расходов, а не только с укрупненными сводными цифрами и если бы экономические прогнозы, например уровня инфляции, имели несколько большую достоверность, тогда можно было бы распределять все средства до конца и потом только следовать принятому бюджету. В наших условиях администрация, которая так поступит, доживет только до первого ЧП. Беда в том, что и немалый размер заначки не гарантирует область от возможности реализации негативного сценария.
Лосенок совсем маленький
Проблема в том, что вся борьба ведется вокруг дележа явно недостаточных цифр. Если надежды на экономический рост и связанный с этим рост налогооблагаемой базы не оправдаются, ситуация может стать критической.
В аргументах, которые в спорах о бюджете приводят и губернатор, и мэр, есть своя правда. Можно сказать, что правы и тот и другой. И в такой же степени оба неправы, потому что вместо перетягивания каната -- кому и насколько срезать финансирование -- следовало бы обсудить проблему приоритетов и разработать действительно учитывающую реалии программу не просто сокращения расходов, а сворачивания некоторых элементов инфраструктуры с перераспределением функций остающихся элементов. Иначе может оказаться, что туберкулезные диспансеры, которые с этого года перестали получать финансирование из средств обязательного медицинского страхования, не получат их и из бюджета.
Вряд ли бюджет удастся заметно улучшить при обсуждении во втором и третьем чтениях. Единственное, что поможет избежать самого неприятного развития событий уже осенью -- это разработка конкретных антикризисных планов на случай, если...
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород