главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
март 03 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Учение без стресса. Нижегородский опыт

Первый раз в первый класс - колоссальный стресс для ребенка. Да и для родителей тоже. Они загодя водят ребенка на подготовительные занятия. И даже не для того, чтобы он там научился чему-то. Главное, чтобы понял, какая она, школа. А уж проблема выбора школы - это и вовсе настоящая головная боль для пап и мам. Самый щадящий для ребенка вариант - детский сад в смычке со школой. Когда целая детсадовская группа чуть ли не в полном составе переходит в 1-й класс. Вроде бы для ребенка ничего не меняется: те же стены, те же друзья. В Нижнем подобный педагогический опыт переняли несколько учебных заведений. Одно из них - школа № 35 Нижегородского района.

Восемь лет назад ее лихорадило от перенаселения. Администрация худо-бедно решала проблемы старшеклассников, но до маленьких детей с их маленькими бедками руки уже не доходили. И тогда с разрешения районного отдела образования начальная школа-лаборатория получила автономию. Образовалось государство в государстве: в коридоре средней школы ученики младших классов зажили независимой жизнью со своим распорядком. Приходя в школу, они не сразу садились за парты, а завтракали и отправлялись на прогулку. Два часа занятий - сорок минут перерыв. Свои звонки. Дети с ослабленным здоровьем занимались лечебной физкультурой. Затем вновь возвращались к урокам.

Начальную школу возглавила Людмила Цыганова, энтузиаст так называемого "средового подхода". Сегодня она директорствует на общем образовательном пространстве школы № 35:

- Наша педагогическая цель - не просто давать ребенку знания, но воспитывать полноценно развитую личность. Для этого мы попытались привнести в школу стихию игры, стихию заинтересованности. Ребенка должен увлекать учебный процесс. Если ему не нравится постоянно соизмерять, сопоставлять, соучаствовать, то он не получает знаний об окружающем мире.

Эксперимент уже шел полным ходом, и вдруг подарок. Администрация города передала начальной школе находящийся под ее окнами детсад, часть помещений которого пустовала. У педагогов появилось естественное желание подключить к своей программе доставшиеся в наследство 7 групп дошколят. Первым делом перекрасили помещение в чистые яркие цвета. Малыш познает мир через ощущения: пальцами, зрением, на слух. Поэтому все внутри было в его распоряжении: трогай, бери, смотри, внимай.

Насытили традиционную государственную программу (она, по мнению Цыгановой, не учитывала готовность психики ребенка к перевариванию информации) программой "Рекорд", развивающей интеллект ребенка, и разработками научных сотрудников кафедры валеологии и экологии человека Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Вы не задавались вопросом: почему умеющий читать семилетний малыш порой абсолютно не понимает смысла прочитанного и почему ему трудно вывести на листе бумаге самую обыкновенную галочку? Ответ нашли ученые-валеологи. Предложенные ими игровые циклы балансируют работу обоих полушарий головного мозга ребенка. Они помогают будущему первокласснику задействовать все каналы восприятия мира, раскрепощают его.

Воспитатели детского сада в полном смысле стали соавторами валеологов. Под их руководством дети учились "проживать" эту самую галочку и "оживлять" смысл неведомых слов и предложений. Двигательные программы одновременно развивали организм и нервную систему ребенка (на педагогическом сленге этот процесс называется сенсомоторной интеграцией). Много внимания уделялось творческой деятельности малышей - рисованию, театру, музыке. Лечебной гимнастикой дети занимались в бассейне и тренажерном зале. В итоге дошколята на глазах становились более коммуникабельными, причем как в общении со сверстниками, так и со взрослыми.

Для тех детей, которые по состоянию здоровья не могут оставаться в садике на весь день, организованы так называемые "группы развития". Разновозрастные дошколята занимаются в них ежедневно с 10.00 до 13.00. Психологи совместно с валеологами прилагают немало усилий, чтобы привить им интерес к творчеству, подготовить к школе, активизировать сенсомоторные процессы с учетом их индивидуальных особенностей.

Однако даже в "продвинутой" школе переход от статуса детсадовца к статусу школьника сопряжен со стрессом. Если в детском саду к ребенку относятся как к развивающейся личности, то в школе ему хочешь не хочешь приходится сосредоточиваться на учителе как источнике знаний. А ведь дитя еще не привыкло сидеть на уроке, отвечать, когда спрашивают, и молчать, когда не спрашивают.

Что же делается для уменьшения нервных нагрузок? В первом классе существует полугодовая адаптация. В этот период учитель относится к ребенку особенно бережно. Не дай Бог ткнуть или повысить голос! Здесь не ученик для учителя, а учитель - средство познания окружающего мира.

В первых и вторых классах оценки не выставляются. Учителя начальной школы используют эвфемизмы: "Молодец", "Хорошо", "Смотрела". В крайнем случае: "Почему не выполнил задания?" Это щадящая психику ребенка позиция школы принципиальна. Правда, родители порой в претензии на отсутствие оценок в тетрадях. По словам Л. Цыгановой, оценка - это для пап и мам общественная ценность. Им не терпится, сопоставив отметки любимого чада с оценками соседского отпрыска, "принять меры"...

В начальной школе ввели развивающие программы Занкова и Эльконина-Давыдова. Учебники этих программ существенно отличаются от традиционных. Раньше было так. Сначала ученика знакомили с правилами (например, "ча-ща" пиши с буквой "а"), а дальше предлагали выполнить упражнения по образцу. Учебники развивающей программы последовательно подводят ученика к правилу. Предполагается, что ребенок должен сам до всего дойти. По картинкам, ассоциативным рядам он самостоятельно находит правильное решение. Оттого и материал запоминается намертво.

Английский язык дети изучают с 4 - 5 лет. Впрочем, это ни в коем случае не попытка разговора, а игры и песенки. С первого класса начинается курс информационной культуры (без использования компьютера). Ребята с удовольствием рисуют логические блок-схемы, и результат налицо: второклассник побеждает на международной олимпиаде по информатике, проводимой в сети Internet. Существуют и дополнительные предметы: речь и культура общения, японская культура.

Большинство учеников после окончания начальной школы переходит в 5-й класс. Конечно, там более жесткий учебный процесс, но для вхождения ученика в среднюю школу создана адаптационная система: это и экспедиции на природу, и участие в самоуправлении, в творческих программах. Те же, у кого, по выражению директора, "нет явной двойки, но и тройка нетвердая", попадают в четвертый "коррекционный" класс. Без участия валеологов, которые пытаются вытянуть успеваемость, и здесь не обходится. Круг замкнулся.

Источник: "АиФ-НН"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика