Нижегородские новости
февраль 03, 2003 г.Торговать по-прежнему выгоднее, чем производить
В Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей состоялся очередной семинар из серии "Истории успеха", в котором приняли участие журналисты, предприниматели, студенты, аналитики - вся публика, занятая в обеспечении свободных экономических отношений.
Публичное изложение занимательных бизнес-историй с последующим их обсуждением - совместный проект агентства "Биржа-плюс" и нижегородского филиала Высшей школы экономики. Как видно из названия, сквозная идея семинаров заключается в том, что главными действующими лицами выступают не теоретики рыночных отношений, а как сказано в сопутствующем пресс-релизе, "практикующие предприниматели, руководители предприятий, топ-менеджеры, добившиеся успеха в тех или иных отраслях бизнеса". Впрочем, не обходится и без теоретиков, которые подводят теоретическую базу под счастливую историю из реальной бизнес-жизни.
Таким образом, не насильно, совсем естественно и как бы сам собою получается, по формулировке организаторов, "своего рода бизнес-клуб для делового общения деловых людей". Тем более что, по утверждению ведущего семинара доктора экономических наук профессора Василия Козлова, один из недавних опросов показал: при 7% топ-менеджеров, которые находят интерес в российской системе образования, целым 96% процентам не хватает площадки для встреч.
На предыдущих семинарах о своих успехах рассказывали руководители ЗАО "Инструм-Рэнд", ЗАО "АЛТЭКС - группа компаний", ЗАО "Нижегородская сотовая связь", другие лидеры регионального бизнеса. Нынешний, четвертый по счету с заявленной темой "Западный менеджмент на нижегородских предприятиях" стал бенефисом для Александра ИТИНА, директора департамента продаж ОАО "Нижфарм".
Это было очень интересное и откровенное выступление. Откровенное - в смысле обилия прозвучавших откровений. Вот одно из них: "Бренд, то есть образ продукта, важнее для потребителя, чем его (продукта) состав и свойства". Так современный предприниматель подтверждает один из древнейших постулатов медицины: не важно, из чего сделано лекарство, главное, чтобы в него верил больной.
В этой нехитрой психотерапии - секрет успеха фармацевтической компании. Стратегическая цель "Нижфарма" - повышение капитализации через увеличение доли в профильном сегменте рынка - достигается за счет реализации собственного эксклюзивного продукта, который, будучи "управляемым товаром", является, по выражению Александра Итина, "наивысшей ценностью".
Но создание и раскрутка в полном смысле нового лечебного препарата обходится слишком дорого. Чтобы окупить все расходы, он должен продаваться на мировом, а не только внутреннем рынке. (Известно, что российский рынок лекарств в значительной степени занят транснациональными компаниями.). Производство всегда дело хлопотное, и его доля в нижфармовском бизнесе снижается. Этот процесс Александр Итин изящно характеризует как "превращение производственной компании в фармацевтическую" (читай, торгово-фармацевтическую. - А. Ц.). Кстати, по его же признанию, перемещение в "искусство продаж" влечет за собой торговлю не только собственной, но и любой другой продукцией.
Однако как же тогда развивать "собственный региональный продукт", откуда брать свои, а не чужие, бренды? Все гениальное просто, и г-н Итин излагает тактические находки простыми словами: можно "создать и запатентовать уникальную смесь из давно известных компонентов" или "взять некое вещество в форме таблеток и сделать из него мазь". Теперь понятно, почему фирменная продукция "Нижфарма", действительно завоевавшая себе место под российским торговым солнцем, - это главным образом свечи и мази.
В итоге делаем вывод, что успех "Нижфарма" обусловлен развитием собственной торговой марки, что радует, но "не развитием" производства, что представляется сомнительным достижением просто потому, что самодостаточное предприятие превращается в оператора чужого (хотя и своего тоже) добра.
Справедливости ради подчеркнем: такая тактика сегодня приносит успех, и доля "Нижфарма" на российском фармацевтическом рынке за последние два года выросла с 0,5% до 1,5%. Компания на самом деле успешно развивается, сотрудники получают хорошую зарплату...
Помимо г-на Итина, в работе семинара принимали участие еще несколько менеджеров других, тоже успешных компаний. Правда, перечень этих успешных, на взгляд обозревателя "ЗФН", начинает огорчать однообразием - масложиркомбинат, "Авангард-Кнауф"...
Но в целом посвященный успешному бизнесу проект представляется успешным, оригинальным и очень живым - как и все, к чему приложил руку и голову научный руководитель нижегородского филиала Высшей школы экономики Василий КОЗЛОВ, известный еще и в качестве директора областного департамента экономики во времена реформаторских затей при губернаторе Борисе НЕМЦОВЕ. Другое дело, что каждый успешный бизнес, как у классика литературы, счастлив по-своему, а каждый неуспешный - несчастлив одинаково и похож один на другой. В этом смысле было бы полезным продолжить акцию серией семинаров "Истории неуспеха" - там гораздо больше общего, типического, поучительного для большего количества рыночного народу.
А пока истории успеха продолжаются. Следующий семинар из серии ЖЗЛ предполагается в середине февраля и будет посвящен экономической безопасности предприятия. Тема - "Корпоративная война: как защищать свою собственность".
Источник: "Закон. Финансы. Налоги"
Copyrigth © 2003 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде