ввиц |
Нижегородские новости
февраль 25, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Оборонка
Нижегородский машиностроительный завод, который за годы рыночных реформ мог бы сдаться обстоятельствам и рухнуть, сегодня стабильно работает и наращивает производство.В 1994 году предприятие возглавил Александр Блох. К этому времени завод уже "повалился", к слову, одним из первых среди предприятий оборонного комплекса. Тогда кредиторская задолженность машзавода в три раза превышала дебиторскую. Кредитов было взято столько, что только одних процентов по ним приходилось ежемесячно выплачивать более двух миллиардов рублей.
Положение становилось безнадежным: реформы ударили по всем основным видам продукции и специального, и гражданского назначения. Почти к нулю свелся государственный заказ на вооружение и спецтехнику. А после трагических событий на Чернобыльской АЭС "наверху" было принято решение прекратить изготовление подобного оборудования для атомных станций. Для машзавода - это один из основных видов гражданской продукции.
Производство остановилось. Коллектив ждал прежних госзаказов. Все считали, что их отсутствие - дело временное: ну не может страна, которая считает себя великой державой, обходиться без современного вооружения. А завод являлся монополистом по выпуску спецтехники многих направлений. Она шла в Военно-морской флот, противовоздушную и противоракетную оборону, артиллерию и сухопутные войска. Госзаказов, однако, так и не дождались.
Генеральный директор завода отправился в Москву, прошел по всем чиновничьим кабинетам и попал на прием к президенту Ельцину. Те вопросы, которые вынес на обсуждение Александр Блох, требовалось решать на федеральном уровне, и президент обещал это сделать. Ведь не об одном предприятии шла речь - о военно-промышленном комплексе страны.
Александр Блох вернулся на завод с надеждой на перемены к лучшему и с верой в слово президента. Через два месяца выяснилось, что ни один из всех поставленных вопросов не был решен. Состоялась вторая встреча с Ельциным, после которой его помощники сказали - ждите. В общем, через полгода стало ясно: ждать нечего. На беготне по инстанциям была поставлена точка. А из всего этого был сделан единственно правильный вывод: надеяться надо только на себя, на руки рабочих да на головы научно-технических работников.
Александр Григорьевич и по сей день считает, что, потеряв надежду на правительство, коллектив завода обрел веру в себя. Уже в 1995 году сумели остановить спад производства, а еще через год приросли в объемах аж на 30,6 процента. С тех пор объем производства увеличивается, в прошлом году рост составил свыше 11 процентов.
Сегодня уже дебиторская задолженность превышает кредиторскую в два с лишним раза. А по итогам работы за 1999 год ОАО "Нижегородский машиностроительный завод" награжден Почетным дипломом "Благодарность Законодательного собрания и администрации Нижегородской области".
- Александр Григорьевич, за относительно пороткий срок коллектив завода освоил новые виды продукции. Что это за техника и каков рынок сбыта?
- Это новые виды гражданской наукоемкой продукции - мобильные теплоцентрали, вышки для ремонта нефтяных скважин, газовые котельные, угольные комбайны...
В прошлом году мы ориентировались на внешний рынок и 50 процентов спецтехники реализовали за рубежом. Но пока политическая ситуация не ясна, сейчас больше рассчитываем на внутренний рынок. Спрос на нашу продукцию есть. Только в Нижегородской области установлено газовых котельных нашего производства более 50 штук.
Угольные комбайны нужны в Инте. Первый комбайн мы выпустили три года назад, он работает до сих пор, а его производительность достигает до шести тысяч тонн угля в смену. Угольщики этот объем не вырабатывают: нет сопровождающего оборудования.
Установки для ремонта нефтяных скважин тоже перспективное производство. Чтобы удовлетворить спрос, нам необходимо увеличить их выпуск раз в 15. Для этого нужна определенная подготовка производства, соответствующие кадры. А за годы перестройки завод потерял до половины коллектива. Хотя основной научно-технический потенциал сохранили, но его надо срочно пополнять.
Одна из проблем, которая ограничивает расширение рынка, бартерный расчет. Шахтеры, например, предлагают стопроцентный бартер за угольные комбайны, но сейчас нам нужны "живые" деньги.
- А не потеряли надежду получить долги с государственных структур, Минобороны, Росвооружения?
- Получим, конечно. Но "дорого яичко ко Христову дню". В прошлом году завод подал в арбитражный суд на Минобороны за неуплату долгов. Что в итоге? Оборонщики готовы выплатить долг, а вот пени - нет. Такое же решение арбитражный суд вынес в отношении Росвооружения. Мы предвидели подобный результат, но решили создать прецедент и показать, в каких неравных условиях работают партнеры и кто не выполняет взаимные обязательства.
С другой стороны, если мы не платим в федеральный бюджет, то пени и штрафы нам начисляют аккуратно. Сейчас долг государства превышает долги завода в федеральный бюджет в три-четыре раза.
- На ваш взгляд, какие условия нужны для успешного развития машиностроения?
- Государственное регулирование цен на наиболее важные виды продукции. Во всех развитых странах придерживаются такой политики, а у нас ее нет. Только за последние полгода цены на горюче-смазочные материалы, мазут выросли неимоверно: за тонну платим 1400 - 1800 рублей. В морозные дни завод потребляет 350 - 400 тонн мазута - и вся прибыль "вылетает в трубу". Нельзя допускать, чтобы группа людей распоряжалась природными ресурсами - общенародным достоянием вообще-то.
Невозможно угнаться за ценами на все основные производственные материалы. За восемь месяцев цена на чугун выросла с 1300 рублей за тонну до 3600 рублей, в несколько раз подорожали сталь, никель, марганец, хром и другие металлы. Цены на них гораздо выше на нашем внутреннем, российском рынке, чем на мировом. Но свою продукцию здесь у нас мы продаем дешевле, чем за рубежом. Иначе ее не будут покупать.
Такая политика не способствует развитию производства.
- Судя по итогам работы промышленности за прошлый год, область достигл хороших результатов. Сказалась целенаправленная политика местного руководства или это случайный успех?
- Три года назад промышленностью в области никто не занимался. Я вспоминаю выступление бывшего губернатора Б.Немцова, он заявлял: "Мы будем заниматься малым бизнесом, а крупные предприятия пусть выживают как могут". С приходом в областное руководство И.Склярова, А.Батырева начала формироваться политика по поддержке и развитию промышленности. Все стали понимать, что крупное производство - основа благополучия области. Появились первые положительные результаты: в целом объемы производства и выпуска промышленной продукции в области выросли на 12 процентов. Так что будем рассчитывать на дальнейшее развитие, на поддержку промышленности и на местном, и на государственном уровне.
Источник: "Нижегородские новости"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород