ввиц |
Нижегородские новости
февраль 24, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
"Арсенал искусства и техники" к бою готов
Большое белое здание в нижегородском кремле ждут большие перемены. Военные сложили свои ужасно секретные стратегические карты, связали веревочками архив и сидят верхом на стопках полиграфии: ждут -- не дождутся, когда им дадут новое, теплое, приспособленное для жизни и секретных карт помещение. Их переезд решен, непонятно только куда. Решено также, что вымороженное здание без удобств достанется культуре. Под какой именно проект, тоже пока покрыто мраком. Один из возможных проектов на днях заявил о себе. Почти одноименный: "Арсенал искусства и техники" называется.На автозаводской базе отдыха "Мечта", в лесу, с лыжами и сауной с бассейном произошел недавно большой сбор блестящих интеллектуалов. Собрались, чтобы провести тренинг по технологи future search -- поиск или проектирование будущего.
Был там крупнейший и знаменитый американский куратор Джон Боулт, человек, на которого нельзя не сослаться, мало-мальски интересуясь проблемами русского авангарда. Была его жена Николетта Мислер -- итальянка, преподает в Неаполе, по всему миру устраивает выставки искусства ХХ века -- тоже очень крупная фигура и большая любительница лыжных прогулок (явилась со своим спортинвентарем единственная). Был и знаменитый российский галерист Марат Гельман, приковавший к себе внимание прессы -- немногочисленной, поскольку избранной. Были несколько ведущих российских художников -- Александр Пономарев, Дмитрий Гутов; архитекторы первого ряда -- лучшие в России -- Андрей Боков, Евгений Асс, лидеры нижегородской архитектурной школы Евгений Пестов и Александр Худин; кураторы, маркетологи, управленцы, сотрудники технических музеев -- все, кто так или иначе в обязательном порядке в новом проекте должны принимать участие. С одной стороны -- блестящие профессионалы, с другой -- молодежь, совсем зеленая, представляющая, если можно так выразиться, группу "потребителей" -- поколения, которому это все адресовано.
Речь шла о создании в Нижнем Новгороде небывалого музея, в котором счастливо и современно сочетались бы искусства и техника. Проект музея предложил нижегородский филиал Государственного центра современного искусства. В двух словах -- это будет место, где техника осмысливается как феномен культуры. Дальше -- всякие вариации. Будут большие художественные проекты, еще больше -- информационный центр, популяризаторские программы, всевозможные интерактивные способы взаимодействия с публикой, прежде всего молодежной. Техника, наконец, понимается как что-то, что меняет сознание людей.
Стены зала, где в течение нескольких дней с перерывами на лыжи, бассейны и банкеты проходило высокое собрание, были увешаны бесчисленными призывам в будущее. Было среди них и предложение превратить Нижний в культурную столицу, что давно уже не ново, а если иметь в виду лишь "Арсенал"- проект, то пожалуй, даже слишком смело. Но вариант "техническая столица" звучал. А что? Или Нижний не технический центр? Другое дело, что эта институция (так договорились громко величать виртуальное новообразование) могла бы стать катализатором многих культурных инициатив -- муниципальных, региональных, российских, международных, -- местом, где все со всем встречается и где всякие инициативы приветствуются.
О том, что проект современен и своевременен, говорит такое, например, совпадение: в Московском политехническом музее -- центральной институции по истории техники в нашей стране -- почти одновременно родилась программа с очень похожи названием. В Москве -- "Технические символы", в Нижнем -- "Технические символы века". Идея носилась в воздухе. Носители ее обрадовались друг другу и слились в экстазе, и готовы работать, и обсуждать, и... и...
Стелла Морозова, Московский политехнический музей:
-- Мне очень интересна эта затея. У нас в музее есть программа "Техника в мире идей и образов", и мы сотрудничаем с московскими и питерскими художниками и дизайнерами. Содружество художников, техников и историков науки и техники. Политехнический будет очень приветствовать этот проект, потому что для нас это -- одна из программ, которые мы ведем, а создать такую институцию, как здесь говорят, которая могла бы целиком сосредоточиться на изучении этого союза, партнерства между художниками и техниками -- это очень интересная идея.
Мы хотели привлечь художников, чтобы как-то адаптировать к современности пространство классического технического музея, и казалось, это чисто музейная проблема, а тут инициатива идет от самих художников -- это необычайно приятно, что встречные движения совпадают. О влиянии художественного взгляда на технику пока говорить не приходится, очевидно оно, если и происходит, то происходит на уровне КБ. Пока что речь идет о художественном осмыслении техники в человеческом мире.
Андрей Боков, архитектор (Москва):
-- Мне неизвестно, какое содержание скрывается за словами "современное искусство", тем не менее в жизни нашей существует весьма значительный пласт явлений художественной культуры, весьма ценных, которые не включены в жизнь в должной степени. Связано это с отсутствием среды, с отсутствием того, что здесь называют "институция", с отсутствием культуры, наконец. Я надеюсь, что прорыв произойдет, тем более что Нижний, на мой взгляд, из российских городов в наибольшей степени к этому подготовлен. Для прорыва необходима накопленная в одном месте направленная энергия, мне кажется, здесь это наличествует.
Содержание нового музея фактически рождено. Придумано. Но вкладывать его пока некуда, поскольку ориентирован проект географически на здание арсенала а кремле, а вопрос о его передаче завис в воздухе. То есть решение передать его "под культуру" администрация приняла, но еще не придумала, под какую именно.
Впрочем, кроме центра современного искусства никто пока ничего ни внятного, ни занятного не предложил. Художественный музей, который тоже не прочь получить это здание, хотел бы, по некоторым сведениям, переместить в стены арсенала главную картину города -- "Воззвание Минина" Маковского и воплощать под ней разные патриотические проекты. Восемь лет назад, как мы еще помним, картина Маковского оказалась отрезанной от нижегородского зрителя, поскольку здание музея на набережной просто-напросто заперли, а Минина там под замком оставили. Зал, в котором вдали от глаз людских продолжает взывать Минин -- отдельный пристрой к музею размером метров сто квадратных, которые, конечно же, можно было за это время привести в порядок и открыть для посетителей. Не случилось. Теперь музей, не сумевший вернуть в культурный обиход сие монументальное произведение, зачем-то хочет получить в свое распоряжение очередную развалину. Чистая арифметика! Дано: за восемь лет не привели в прядок сто квадратных метров. Спрашивается, за сколько лет они приведут в порядок три тысячи метров квадратных?
Кстати, нижегородский филиал ГЦСИ и не стремится завладеть арсеналом лично, а просит передать его центру и его партнерам: проект уж таков, изначально многопартнерский. Максимально открытая информация, максимальное приглашение к сотрудничеству и максимально широкое понимание своей миссии. Тот же художественный музей может участвовать, если захочет. Это будет институция, как все на сходке в "Мечте" дружно решили, нового типа, какой в России пока еще нет. Стали искать мировые аналогии -- тоже не нашли. Договорившись об основном -- о взаимодействии -- отведали жареных поросят на прощание и разъехались. Поросята оказались... да ничего особенного, курица и курица на вкус
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород