главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
февраль 15, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Халява для церкви

Надо честно признать, что история про выселение нижегородскими церковниками магазина "Ноты" на Большой Покровке не затронула нижегородскую общественность. Никто не вышел на митинг, никто не стал пикетировать городскую или областную администрации. Собственно, это далеко не первый случай, когда светские власти области и города отдают принадлежащие им помещения Русской Православной Церкви, а потому нижегородцы уже привыкли к скандалам, связанным с церковным имуществом. Однако выступление нижегородского митрополита, чуть ли не разводящего пальцы веером и грозящего магазину ОМОНом, заставляет задуматься об эволюции Русской Православной Церкви, произошедшей с ней за последние годы.

Солидная церковь для солидных клиентов
Сегодня никто уже и не вспомнит, в честь чего Борис Ельцин несколько лет назад подписал указ о передаче Русской Православной Церкви (РПЦ) всей ее дореволюционной собственности. Но так или иначе, собственность начали возвращать.

И что интересно, на сегодняшний день РПЦ уже получила немало храмов и церквей, но многие из них так и стоят в руинах, -- мол, нет денег все отремонтировать и освоить, и чуть ли не на каждом углу стоят кружки для пожертвований на восстановление того или иного храма. Может быть, где-то священники и учат свою паству смирению и терпению. Однако сама РПЦ, а точнее, ее верховное духовенство забывает обо всем, когда речь идет о собственности и стремится к новым приобретениям, обратив свой взор в первую очередь на наиболее ликвидные объекты недвижимости.

Наиболее известной в области стала склока с выселением планетария. После нее неудивительно, что история с нотным магазином проходит почти незаметно. Разве что неприятное впечатление производит телевизионное выступление митрополита, когда он громогласно заявляет, что мог бы нагрянуть в магазин с ОМОНом и выкинуть всех на улицу, но не делает этого. Есть в его поведении что-то общее с манерами "нового русского", в джип которого врезался пенсионер на "Запорожце": мол, можно тебя, мужик, поставить на счетчик, да взять с тебя все равно нечего. Впрочем, участвовать в разборках из-за собственности для русской церкви так же привычно.

Удивляет в истории с нотным магазином еще вот что: ведь выделено ему помещение, и ремонт там требуется не такой уж грандиозный, и церковь у нас организация небедная и могла бы часть пожертвований государственных ли, от прихожан ли на этот ремонт выделить, но нет -- ждет, видимо, митрополит, когда кто-нибудь другой о культуре подумает.

"РПЦ. Ltd"
Вообще, современная Русская Православная Церковь все больше напоминает крупную коммерческую корпорацию. Причем основной бизнес компании "РПЦ. Ltd" явно политического характера.

Церковь, несомненно, участвует в формировании светской власти практически на всех уровнях. Не секрет, что четыре года назад РПЦ внесла ощутимый вклад в победу Бориса Ельцина на президентских выборах. Патриарх тогда довольно долго выжидал, не желая терять собственный рейтинг. Но буквально на следующий день после первого тура он выступил в поддержку Ельцина.

А в начале 1999 года празднование 70-летия Алексия II превратилось в почти не скрываемые торги РПЦ с вероятными преемниками Ельцина. Причем рассматривались самые экзотические варианты, даже такие, как союз православия с коммунистами.

Геннадий Зюганов направил в адрес Патриарха (и опубликовал во всех коммунистических СМИ) специальное послание. Этот документ явно выходил за рамки обычной поздравительной открытки. Его авторы прямо декларировали возможность и даже неизбежность политического союза КПРФ и РПЦ: "Союз народно-патриотического движения с православной общественностью, с церковью необходим и неизбежен, ибо в основе такого союза лежит общность наших фундаментальных, стратегических целей, а не временная политическая конъюнктура".

Церковное руководство не только не опровергло подобных заявлений, но даже поблагодарило товарища Зюганова за высказанное в тексте послания "осознание важности единения всех здравомыслящих людей" в непростое время.

Церковь в законе
Одновременно РПЦ продолжала искать эту самую общность и с другими политическими силами. Патриарх лично встречался с лидерами ОВР. Лужкова он благодарил за заботу о верующих, проявившейся в построении огромного храма за счет налогоплательщиков. Для Примакова нашлись добрые слова за твердость его позиции во время Косовского кризиса.

И, конечно же, РПЦ не забывала всячески восхвалять депутатов обеих палат парламента. Ведь усилиями законодателей православие стало чуть ли не официальной государственной религией, а РПЦ получила массу налоговых и имущественных льгот. Речь идет о принятом думой и утвержденном Советом федерации законе "О свободе совести и религиозных объединениях".

Даже краткий анализ содержащихся в этом законе антиконституционных норм, подготовленный юристами Госдумы, занимает шесть страниц убористого текста. Вот только один из ярких примеров.

"Религиозные группы", существующие менее 15 лет "на данной территории", лишаются прав юридического лица. Это означает, что все конфессии, не зарегистрировавшиеся до 1985 года (то есть с согласия КПСС и КГБ), лишаются имущества, возможности арендовать помещения, иметь счет в банке, выступать в суде.

Зато "общероссийские религиозные организации", получающие столь почетный статус специальным решением правительства, получают вместе с ним законную возможность участвовать в деятельности органов государственной власти при решении вопросов, затрагивающих их деятельность. Подчеркнем, что к таковой относится и предпринимательская деятельность.

"Благовещенское дело"
Преамбула закона провозглашает "православие как неотъемлемую часть общероссийского исторического, духовного и культурного наследия". Конечно, такой узаконенный статус -- это, как говорится, еще не "живые деньги". Но его легко конвертировать в самую настоящую наличность.

В начале марта нижегородские СМИ подробно рассказывали о бартерно-зачетной схеме, использованной при ремонте и реставрации Благовещенского монастыря. В той серии сомнительных сделок приняли участие городская власть, православная церковь и множество предприятий разных форм собственности.

В общих чертах схема выглядела так. Между АО "Нижновэнерго" и муниципальным предприятием "Водоканал" был заключен взаимозачет на сумму пять миллиардов рублей. Затем "Водоканал" произвел еще один зачет, но уже с Благовещенским монастырем. После чего монастырь получил на всю сумму зачета товаров и услуг от 34 предприятий, имеющих задолженности перед "Водоканалом". Любопытно, что в числе этих товаров оказались и винно-водочные изделия.

Но самое пикантное в ситуации то, что, по словам Александра Евдокимова, бывшего во время реализации схемы генеральным директором "Нижновэнерго", ни одна операция, связанная с денежным оформлением, не проводилась без участия городских властей. И вообще, многие участники зачетов утверждали, что инициатива в их проведении принадлежала городу.

Точно известно одно -- участники схемы получили от градоначальника существенные налоговые льготы, что, по мнению юристов, является нарушением налогового законодательства. Но зато вполне соответствует другим нормативным актам, регулирующим коммерческую деятельность церкви.

Православная мафия
Как уже говорилось, и политическая, и деловая активность РПЦ возрастает в преддверии выборов. Именно в это время становятся заметны всевозможные православные фонды. Под благовидной "крышей" таких фондов могут твориться самые неблаговидные дела.

Около года назад российские таможенники задержали контрабандный груз с дубленками, лазерными дисками и, как говорилось в официальном сообщении, "некоторым количеством героина и гашиша". Груз поступил в адрес АОЗТ "Вертекс", возглавляемого некоей Гюльназ Сотниковой.

По совместительству госпожа Сотникова является главой благотворительного "Фонда примирения и согласия", созданного тремя традиционными российскими религиозными концессиями. Компетентные органы быстро установили, что при решении своих деловых проблем Гюльназ Ивановна широко спекулирует именем Алексия II. И для подобного поведения у нее, по-видимому, есть все основания.

Патриарх довольно часто появляется на публике в обществе Сотниковой. Именно благодаря его присутствию на рождественские приемы, устраиваемые ее фондом, неизменно собираются первые лица страны. И именно этот фонд выступил по поручению РПЦ главным организатором юбилейных торжеств по случаю 70-летия Святейшего.

И буквально в дни патриарших торжеств фирма Сотниковой пыталась получить контрабандные наркотики. А совсем недавно американская неправительственная организация American Foreign Policy Counci в своем бюллетене Russian Reform Monitor опубликовала информацию о причастности Сотниковой к самым разнообразным областям криминального бизнеса.

Похоже, скоро разразится скандал, не менее громкий, чем со следом русской мафии в BoNY. Ведь автор публикации, известный эксперт по русскому криминалу и российским спецслужбам Майкл Уоллер утверждает, что "московские правоохранительные органы убеждены, что "Вертекс" стоит за большим нелицензированным сбором тканей человеческих эмбрионов, получаемых в результате операций, которые проводятся в клинике Московского института биологической медицины".

Мэр против митрополита
И в нашем городе православным фондам не удалось обойтись в своей деятельности без громкого скандала. В сентябре 1998 года, накануне выборов мэра Нижнего Новгорода, поднялся шум, связанный с "Фондом святого Серафима Саровского".

Кандидат в мэры Юрий Лебедев издал настенный плакат, стилизованный под церковный календарь. На нем были напечатаны фото Лебедева, стоящего рядом с митрополитом, и слова об участии кандидата в деятельности фонда.

Через несколько дней по телевидению начали повторять ролик, в котором митрополит опровергал причастность церкви и фонда к избирательной кампании Лебедева. Причем всем было ясно, что за этой акцией стоит главный соперник Лебедева -- Дмитрий Бедняков, неявно поддерживаемый губернатором Скляровым.

После того как Лебедев одержал победу на выборах, между мэрией и православной церковью установились отношения, близкие к необъявленной войне. Митрополит занимал непримиримую позицию в вопросе о строительстве отеля на месте бывшей гостиницы "Москва", где при подготовительных работах обнаружилось старое кладбище. Владыка не упускал случая напомнить, что вести стройку "на костях" грешно. Этим он фактически лишал город столь нужных инвестиций.

Лебедев в ответ почти игнорировал существование в городе православной церкви. Зато стал частым гостем мечети. Дошло до того, что в начале 2000 года мэр оставил православных иерархов без традиционных рождественских подарков, одновременно щедро одарив автомобилем духовное управление мусульман в связи с их новогодним праздником.

Выборы прошли по "Нотам"
Выселение нотного магазина свидетельствует о приближении новых выборов. На сей раз губернаторских.

Нижегородская область почти наполовину сельская. И если в среднем по стране религиозный электорат не превышает 10--15 процентов, то на выборах нашего губернатора слово пастыря может повлиять больше чем на четверть избирателей. Так что стремление основных кандидатов получить поддержку РПЦ понятно.

Настораживает другое. В пользу церкви снова потеснена социально значимая организация. В общем-то такие организации, как правило, и оказываются самыми социально незащищенными. На первых этажах Большой Покровской улицы арендуют помещения больше полусотни коммерческих структур. Но ни на одно из этих помещений церковь не покусилась. Изгнанным оказался магазин, продававший ноты по копеечным ценам.

Резонно возражение: слушатели духовной семинарии -- практически те же студенты, то есть тоже группа, не отличающаяся социальной защищенностью. И им надо где-то жить. Да и выселяют магазин согласно президентскому указу и соответствующим распоряжениям местных властей.

Все это так. Но почему власти не вспомнили о двадцати тысячах других студентов, ежедневно едущих в переполненных автобусах по перекрытому мосту из заречной части города в нагорную? И разве у всех нижегородских вузов есть собственные общежития в историко-культурном центре? Почему же власти думают только о семинаристах?

Ответ очевиден. Мы снова столкнулись с двойным стандартом при решении городских проблем. Этот двойной стандарт красноречиво свидетельствует, что использующие его люди ведут себя не как мэр и губернатор. Оба они уже превратились в кандидатов в губернаторы. Не рановато ли?

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика