главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
февраль 8, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Можно ли жить по средствам?

Познакомившись с данными Нижегородского областного комитета государственной статистики, депутаты областного Законодательного собрания не утвердили 28 января прогноз социально-экономического развития на 2000 год, подготовленный областной администрацией, и назначили на последний день января депутатские слушания по этому вопросу. Причиной этого была не политическая фронда законодателей, а обеспокоенность падением реальных доходов нижегородцев, ростом задолженности по заработной плате и нехваткой средств в бюджете, чтобы исправить это положение.

По сути, обсуждение причин острейшего кризиса областных финансов и путей их оздоровления стало главной темой депутатских слушаний. На наш взгляд, наибольший интерес представляют вопросы: в чем все-таки первопричина финансового кризиса -- в плохой работе по сбору налогов или в нерациональных расходах областного бюджета; почему параллельно с ростом промышленного производства финансовый кризис все углубляется; какой путь выхода из кризиса выберут областные власти -- наращивание усилий по сбору налогов, инициирование пересмотра межбюджетных отношений или создание программы развития, предусматривающей рост бюджетных доходов за счет реализации эффективных экономических проектов.

Мы боремся не только с объективными обстоятельствами, но и с вновь возникшими субъективными интересами
Михаил Теодорович, директор департамента экономики и прогнозирования областной администрации

Причина тяжелого финансового положения Нижегородской области в том, что мы неправильно работаем. В течение ряда лет очень низкие инвестиции, износ основных фондов, негативные изменения в структуре затрат, падение эффективности производства, падение капиталоотдачи. Рубль объема (при том, что и объемы падают) дает все меньше прибыли и налоговых платежей. Старые, испытанные налогооблагаемые базы деструктировали, устаревали, изнашивались, а новые не создавались, и низкие инвестиции не приводили к реновации налогооблагаемых баз.

Разрыв межрегиональных связей при нашей высокой доле тяжелой, крупной наукоемкой промышленности, ударил по нам гораздо сильнее, чем, например, по Мордовии, где в основном сельскохозяйственное производство. Отсутствие внятной политики стимулирования капиталоотдачи на федеральном уровне мешало выработке действий в этом направлении на региональном уровне. Вообще, политика государства в течение ряда лет была чисто фискальной и остается таковой. Она так и не стала стимулирующей. Проблему усугубила сложная демографическая ситуация -- относительно старое население, чрезвычайно высокая социальная нагрузка на бюджет. Высокая, по сравнению с другими регионами, доля налоговых изъятий в пользу федерального бюджета (почти в четыре раза выше чем в Татарстане) тоже не способствует разрешению финансовой ситуации.

Исходя из нынешних финансовых проблем, нельзя говорить о том, что политика стимулирования роста производства не дала никаких результатов. У нас рушился реальный сектор. На фоне этой беды -- когда терялись рабочие места, просто исчезала продукция -- все остальные были не бедами. Теперь мы можем констатировать, что промышленность прекратила разваливаться, дефицит предложения преодолен. Теперь мы вспомнили, что не просто хотим получать зарплату хоть когда-нибудь, а желаем получать ее полностью и в срок. То же самое касается пенсий и пособий. Правильно вспомнили. В результате мы выяснили, что кроме кризиса реального сектора есть еще кризис бюджетный. И он сегодня стоит перед нами в полный рост.

Естественно и логично, что к этой задаче мы подошли только сейчас, когда предыдущая решена. Другой подход был бы равносилен постановке лошади впереди телеги. Другое дело, что новая задача значительно сложнее. Лозунгом момента уже не может быть борьба, "борьба за выживание промышленности". Когда идет борьба, ничего не жалко. Но и критерий простой: не дымила труба -- дымит. Касательно бюджетной эффективности все сложнее.

Если в борьбе за сохранение промышленности и реального сектора все были едины, не было никого, кому это не было бы интересно, то теперь появился большой слой людей, которых это не волнует, людей, которые уже директора, уже управляющие предприятиями, которые уже контролируют финансовые и товарные потоки. Они сами уже в светлом будущем, и им больше ничего не надо. Более того, они могут пострадать, если мы реально начнем бороться с бюджетным кризисом. И выясняется, что мы боремся не только с объективными обстоятельствами, но и с вновь возникшими субъективными интересами. А у них есть имена, фамилии и ликвидные ресурсы в руках. Значит, задача должна решаться более тонкими средствами, более политическими, более гибкими. Сама власть при этом тоже должна измениться, она должна стать более инновативной, более гибкой. Надо понять, что если сегодня мы решили одну задачу каким-то методом, это не значит, что и завтра и всегда все задачи будут решаться тем же способом.

Почему известные всем цифры взялись обсуждать только сейчас?
Александр Блудышев, журналист, депутат областного Законодательного собрания

Я не припомню того благодатного времени, когда у нас не говорили про финансовый кризис. Такое ощущение, что это наша обычная жизнь. Правда, многое зависит от точности определения. Надо сперва разобраться с дефинициями, а уже потом громко характеризовать наше состояние как кризисное и обсуждать пути выхода из него. Надо понять, что явилось действительным поводом нынешнего высокого совещания. Если некая лукавая цифра, то почему обсуждать ее собрались только сейчас. Можно подумать, она была неизвестна раньше.

Я думаю, что в нашей ситуации не может быть какой-то одной главной, самодовлеющей причины. Наверняка работает целый комплекс причин. Трудно себе представить ситуацию, когда мы плохо собираем налоги и хорошо тратим. В это плохо верится даже методологически, не говоря уже о практике. Весьма авторитетные докладчики очень убедительно говорили о том, что нужно бороться с теневой экономкой. Но в качестве практических, реальных мер я для себя зафиксировал только одну -- предложение поставить как можно больше кассовых аппаратов. Безусловно, это важный момент, но мне кажется, что принципиальной победы на фронте сбора налогов за счет этого инструментария добиться будет сложно.

"Промышленный рост и увеличение доходов бюджета -- разные вещи"
Валерий Евлампиев, заместитель губернатора, директор департамента внешнеэкономических связей и ресурсов

Нельзя так ставить вопрос: мы плохо собираем налоги или неправильно тратим бюджетные средства. То что мы недостаточно хорошо собираем налоги, очевидно. Мы пытаемся с этим бороться: ввели новые налоги, например налог на вмененный доход. Необходимо двигаться дальше. Я говорил, что только 30 процентов товарооборота идет через контрольно-кассовые машины. Надо расширять применение ККМ. Это основной фиксатор товарооборота, благодаря которому можно определить реальную налогооблагаемую базу. Поэтому нужна активная работа по внедрению кассовых аппаратов. Нужен соответствующий закон Нижегородской области. Таким образом мы боролись с хищениями цветных металлов. Несмотря на наличие федерального закона, мы разработали и приняли свой, областной закон. То же нужно сделать в отношении торговли, поскольку основные доходы собираются в основном на потребительском фронте. И здесь необходимы и нормативная база, и государственное регулирование.

Рост производства действительно существует. Но рост в промышленности и увеличение доходной части бюджета -- это совершенно разные вещи. Экономика развивается по своим объективным законам, а бюджет формируется из налогов, акцизов и других источников. Важно посмотреть, вся ли налогооблагаемая база охвачена налогами. Не вся, мы это видим. Можно посмотреть, какие дополнительные средства привлечь в бюджет. Необходимо ликвидировать и межбюджетные диспропорции. Почему Татарстан платит в федеральный бюджет в три раза меньшую часть собираемых налогов, чем Нижегородская область? Нижегородская область входит в десятку наиболее развитых регионов, нельзя этого забывать. Если бы правильно были построены межбюджетные отношения, и, кроме того, мы нашли бы в себе силы, чтобы максимально собирать налоги, ситуация бы поправилась. Здесь даже не нужно много денег, нужны просто определенные нормативные и организационные усилия. Ну и конечно, надо развивать экспорт, межрегиональные связи, интеграцию внутри регионов.

"Чтобы выйти из кризиса, нужно просто работать"
Евгений Королев, председатель правления Нижегородского банка Сбербанка России

На мой взгляд, основная причина финансового кризиса Нижегородской области в том, что плохо собирают налоги. На втором месте стоит неправильное расходование бюджетных средств.

Рост производства, о котором сейчас говорят, фактически начался только в прошлом году. Кроме того, этот рост производства не связан прямо пропорционально с ростом налогооблагаемой базы.

Чтобы выйти из этого кризиса, не нужно ничего сверхъестественного. Нужно просто работать. Нужно честно говорить людям, что у нас есть и чего у нас нет. Нужно честно сказать, что то, что имеется, можно поделить только вот так.

"Область красную черту переступила"
Борис Немцов, депутат Государственной думы, экс-губернатор Нижегородской области

У меня такое ощущение, что если рост производства не сопровождается повышением уровня жизни, то это виртуальный рост, это лукавая цифра. Причина финансового кризиса в области в равной степени и в том, что плохо собираются налоги, а доля бартера в платежах составляет более 50 процентов, и в том, что деньги неправильно тратят. Чтобы изменить ситуацию, нужна политическая воля, надо принимать решение и последовательно его выполнять, надо бегать за инвесторами...

Какой выход выберут власти, не знаю. Думаю, что руководство области проблему понимает. Думаю также, что ОЗС примет то решение, какое предложит администрация области. Если не будут выполнять очевидные пять пунктов или хотя бы часть из них, то положение усугубится: область красную черту переступила, долги бюджета выше бюджета.

По-моему, у нынешней областной власти нет устремленности в будущее. Нет большой социальной мечты, какая была у меня, пусть она казалась детской ("третья столица", "русский Детройт". -- Ред.) Я не понимаю, в чем ее, власти, нынешняя стратегия, а без стратегии трудно принимать решения, в том числе и частного порядка. Без этого все действия власти сводятся к сохранению самой себя.

Для выхода из кризиса необходимо принятие и реализация четкой и последовательной программы. Она должна включать в себя следующие пять необходимых условий выхода из кризиса:

-- решительно отменить взаимозачеты. Это трудно, это нельзя сделать в один день, но пусть глава областного департамента финансов Виктор Труфанов займется этим, и пусть отвечает за неуспех своим постом;

-- напрячься изо всех сил, но принять профицитный бюджет. В противном случае непонятно, как рассчитываться с долгами области. Для принятия такого бюджета нужна огромная политическая воля и мужество, но областная власть должна найти в себе это мужество, если хочет иметь возможность прямо смотреть людям в глаза;

-- нужна новая экономическая политика, а именно политика открытых дверей. Иностранные инвестиции в область составили в 1999 году два миллиона долларов -- курам на смех. Это всего 0,38 процента от инвестиций в целом по стране. Нужно зазывать, обхаживать, холить и лелеять инвесторов.

-- крайне важны решения кадрового характера: поэтапная замена представителей директорского корпуса, которые не платят зарплату и налоги. Этот процесс в области идет, но его необходимо активизировать;

-- всем миром (всей областной властью вкупе с депутатами Государственной думы от Нижегородской области) навалиться на реализацию, как говорит вице-губернатор Александр Батырев, "знаковых проектов". Это и машиностроение (в первую очередь проекты автозавода), и зависшая ситуация на "НОРСИ", преобразование в открытое акционерное общество Нижегородской ярмарки (что должно придать ей международное звучание), возобновление замороженных инвестиционных проектов, в первую очередь касающихся гостиничного хозяйства и международного аэропорта.

"Почему при росте производства углубляется бюджетный кризис, для меня загадка"
Любомир Тян, президент зерновой компании "Линдек", депутат областного Законодательного собрания

Если рассматривать причины финансового кризиса, то, наверное, надо объединить два момента: мы плохо собираем налоги и неправильно их тратим. Оба этих момента имеют место равными долями. Очень большую роль играет несовершенство нашего налогового законодательства. Я могу принести себя в жертву и пояснить эту мысль на своем примере. Труфанов, выступая на совещании у губернатора, говорил о том, что моя компания использует пробелы в законодательстве, чтобы не платить налоги.

Моя компания десять лет не имела своего офиса, ей выделили землю для строительства. Я, как руководитель, заинтересован быстро построить офис и быстро в него вселиться. Но где моя заинтересованность в его регистрации и сдаче в эксплуатацию? Если я сдам его государственной комиссии, у меня на балансе появится налогооблагаемый объект. А если я этого не делаю, меня никто не теребит. Я закончил внешнюю штукатурную отделку объекта в ноябре прошлого года. Белить нельзя: погода, климатические условия не позволяют. Тем не менее я как добросовестный налогоплательщик иду в чиновничьи структуры и говорю: примите у меня объект в таком виде. А на следующий год я начну его белить. Но у меня его не принимают. Без побелки он продолжает числиться как незавершенка. Вот такие нюансы влияют на собираемость налогов.

Рост производства, о котором говорят последние два года, не приводит к улучшению финансового положения области. Почему? Я сам задаю себе этот вопрос и не могу найти ответа. У нас, например, за 1999 год объем производства увеличился, не поверите, в 200 раз! Средняя зарплата в Володарском районе, где находится наш мукомольный комбинат, составляет две тысячи рублей. На всех моих предприятиях объем производства растет. Увеличивается заработная плата, увеличиваются расходы на развитие производства. В целом по области подъем производства тоже есть. Свою роль в этом сыграл кризис, то, что с нашего рынка ушли импортные товары. Отечественный производитель получил возможность занять ту нишу, которую занимали импортные товары. И почему в таких условиях финансы области характеризуются теми цифрами, которые называли на бюджетных слушаниях, я не знаю. Это же просто бедственное положение!

"Мы должны несколько поменять цели"
Александр Цапин, исполнительный директор ФПГ "Нижегородские автомобили", депутат ОЗС, глава комитета по промышленности и предпринимательству

Я еще раз убедился в том, что увеличение объемных показателей и жизнь конкретного человека -- проблемы взаимосвязанные, но все-таки каждая из них требует конкретного рассмотрения, целенаправленной работы над каждой из их. Я думаю, что все-таки будут внесены изменения в бюджет, касающиеся повышения заработной платы бюджетникам, не на 20 процентов, а больше. Кроме того, уже на слушаниях прозвучали рекомендации губернатора ассоциации промышленников и предпринимателей об увеличении заработной платы на предприятиях на 60 процентов. Кроме того, готовится комплексная программа, которая связана с повышением жизни людей, и администрация готова выйти с рядом законодательных актов, стимулирующих повышение заработной платы.

Что касается путей выхода из кризиса... Межбюджетные отношения нужно изменять и координировать и с Москвой, и внутри области. Многие главы администраций говорят, что существующие межбюджетные отношения не стимулируют увеличения собственного дохода. Нужно думать над увеличением доходов, в том числе в связи с налогом на имущество, о котором говорил Виктор Лунин (глава бюджетного комитета. -- Ред.): сейчас много возможностей уклоняться от этого. Надо законодательно решать эти вопросы, может быть, построить целую программу по увеличению доходов через соответствующие изменения законодательства. А с точки зрения более близких проблем, на мой взгляд, главное, чтобы отношения между авторами бюджета -- департаментом финансов, главами администраций территорий и комитетами Законодательного собрания должны быть более открытыми.

Мы убедились сейчас, например, в том, что при расчете расходов на топливо департамент финансов и департамент ТЭК разошлись в цифрах примерно на треть. ТЭК заложил цифру больше. То есть они пользуются разными прогнозами и цифрами. Но, во-первых, цифра должна быть честной, отражающей реальную действительность, а во-вторых, лучше нам знать эту честную цифру, чтобы не допустить проблем с топливом, таких, как этой зимой. Лучше сознательно пойти на уменьшение других расходов (как ни печально, может быть, с бюджетом развития придется так поступить), нежели потом целый год искать виновных и выяснять отношения. Мне кажется, чем сложнее ситуация с бюджетом, тем честнее должны быть отношения между субъектами, с ним связанными.

Мы должны несколько поменять цели. Вместо таких высоких целей, как увеличение объемов производства, нужно во главу поставить увеличение реальных доходов населения. Законодательное собрание и исполнительная власть занимаются многими очень важными вопросами, но каждый из этих вопросов надо соотносить с главной целью -- повышением уровня жизни людей, тогда работа будет много более эффективной. На это я надеюсь.

Губернатор возьмет директоров в ежовые рукавицы
Сказать про участников слушания, что "они сидели день и ночь и размышляли, как сделать свое убыточное хозяйство прибыльным, ничего в оном не меняя" было бы преувеличением. Наряду с описанием глубины существующих проблем предлагались и перемены. Валерий Евлампиев, отчитываясь об успехах своего департамента в наполнении областного бюджета и стабилизации экономической обстановки в области, предлагал направить усилия на оснащение всей торговли кассовыми аппаратами, подавая это как меру, способную серьезно пополнить бюджет. Борис Немцов предложил даже наметки антикризисной программы из пяти пунктов. Наиболее оптимистичным было выступление губернатора. Рассказав о тех проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться и которые удалось решить за время пребывания на посту губернатора, Иван Петрович выразил уверенность, что и нынешние проблемы удастся разрешить.

Приведя пример реструктуризации внешнего долга, он призвал не драматизировать и не политизировать обстановку: сумма долгов, превышающая по объему годовые поступления областного бюджета, должна теперь сравниваться с доходами бюджета области не за год, а за несколько лет. Что же касается приоритетов на будущее, то губернатор определил их как усиление влияния государства на повышение эффективности управления предприятиями. Повышение доходов бюджета невозможно без роста налогооблагаемой базы. Именно на это, а не обеспечение роста объемов производства будут направлены теперь усилия областной администрации. Для этого губернатор намерен заняться сменой руководящих кадров: на предприятиях с большим госпакетом через собрание акционеров, а на негосударственных предприятиях -- через механизм банкротства. Заменять будут тех менеджеров, чьи предприятия не платят налоги или зарплату. Александр Карлышев назван первым примером новой кадровой политики.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика