ввиц |
Нижегородские новости
январь 27, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Автопром на распутье
Постановка на производство принципиально новой "Волги" ГАЗ-3111, подготовка "АвтоВАЗа" к выпуску принципиально новых машин семейства "Калина", новые внедорожник и минивэн Ульяновского автозавода заставляют задать вопрос, каким будет новый этап развития отечественного автопрома.Автопром в годы реформ продемонстрировал гораздо более высокую устойчивость к негативным воздействиям и умение адаптироваться к новым условиям, чем многие другие отрасли промышленности, не связанные непосредственно с сырьевым сектором. Правда, успехи демонстрировали далеко не все. Как и предсказывали романтики рыночных реформ, одни предприятия процветали, другие выживали, а третьи оказались на грани остановки. Так, практически остановился Ижевский автозавод. Без организованных Юрием Лужковым массированных финансовых вливаний давно прекратили бы существование ЗиЛ и АЗЛК. Переживают значительные трудности КамАЗ и Уральский автозавод. В то же время "уазики" продолжают сходить с конвейера, остается самым крупным российским автопроизводителем ВАЗ, наращивает производство ГАЗ.
Все было бы хорошо, если бы не две вещи -- девальвация рубля и рост мировых цен на нефть. И то и другое сильно ударило по внутреннему рынку автомобилей, значительно уменьшив число платежеспособных потенциальных автовладельцев. Первоначально руководители автопрома кризису обрадовались: мол, рост курса доллара автоматически сделает иномарки неконкурентоспособными по сравнению со значительно подешевевшими (в долларовом исчислении) российскими моделями. Но пропорционально росту курса доллара упала покупательная способность большинства россиян. Между тем цены на импортные комплектующие поднялись, а цены на металл, стекла и тому подобное начали постепенно расти, стремясь приблизиться к мировым. Что же касается более низких затрат на рабочую силу, то и производительность труда на российских автозаводах значительно ниже, чем в Вольфсбурге или Детройте.
Новые модели начали разрабатываться задолго до кризиса. В условиях стремительного технологического прогресса на Западе остановиться на выпуске моделей, спроектированных в 70--80-е годы, -- это не просто законсервировать отсталость российской промышленности, но и смириться со стремительным и необратимым увеличением разрыва между нашими автомобилями и теми, на которых ездят во всем мире. Кризис создал совершенно новую ситуацию. Перед автозаводами встала задача не просто постепенно преодолеть качественное отставание от зарубежных моделей, чтобы не потерять большую часть собственного рынка, а найти адекватный ответ в условиях кардинально меняющейся ситуации. Плавное развитие с небольшими корректировками "от достигнутого" теперь уже не подходит. По сути дела, перед автопромом стоят две задачи: пережить непосредственно кризис и создать задел для будущего развития.
Рост внутренних цен на бензин, обусловленный и повышением курса доллара, и ростом долларовых цен на нефть на мировом рынке, сделал для многих поездки на собственном автомобиле непозволительной роскошью. Цены на машины на вторичном рынке сильно понизились. По сути, люди стали беднее, и многим из них автомобиль теперь не по карману. Это не только вызвало сокращение спроса на новые автомобили, но и привело к увеличению предложения подержанных машин. Предложить что-то более дешевое за ту же цену автозаводы просто не могут: они и так работают на пределе рентабельности. Выручка от реализации продукции если и покрывает текущие затраты, то все равно не позволяет проводить обновление оборудования и разработку новых моделей.
Единственный разумный выход в условиях сокращения рынка -- снизить предложение настолько, чтобы иметь возможность поднять цены и получать прежний объем прибыли с меньшего количества произведенных автомобилей. Иными словами, раз обеспеченных людей стало меньше, соответственно должен уменьшиться и выпуск автомобилей.
Но те, кто, несмотря на кризис, чувствует себя обеспеченным, не будут переплачивать за слишком уж примитивные машины. Чтобы они раскошелились, им нужно предложить технику, более похожую на комфортабельные и современные иномарки, но по более низкой цене. Проектный и технологический задел для этого у большинства работающих автозаводов есть. Вопрос в том, хватит ли у них решимости резко сократить объем производства (а значит, и работников) и остаться прибыльными предприятиями, или же они выберут путь наращивания объемов производства и рано или поздно столкнутся не только с кризисом сбыта, но и с острейшим финансовым кризисом.
Источник: "Монитор"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород