23.04.2008г.
В ТПП Нижегородской области обсудили современное состояние института банкротства и перспективы развития
21 апреля 2008 года в ТПП Нижегородской области прошла конференция, посвященная современному состоянию института банкротства и перспективам развития.
Темы, вынесенные на конференцию, затронули наиболее остро стоящие проблемы - криминальные тенденции использования положений законодательства о банкротстве, ошибки правоприменительной практики при выявлении таких преступлений, результативность проведения процедур банкротства.
Открывая конференцию, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов призвал участников к открытому диалогу, взаимодействию бизнеса и государственных институтов, обсуждению пробелов в законодательстве и выработке новых подходов. "Общими усилиями мы сможем сделать процесс банкротства прозрачнее и понятнее, а самое главное достичь главной цели – оздоровление предприятия, восстановление его хозяйственной деятельности", - сказал он.
Заместитель губернатора, заместитель председателя Правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства и охране объектов культурного наследия Ирина Живихина сообщила журналистам, что в 2002-2006 годах факты банкротств даже государственных предприятий не становились предметом разбирательств в отраслевых органах, а воспринимались как сторонние события. Начали страдать интересы региона, открыто заговорили о криминализации в сфере банкротства. Все это совпало с волной рейдерских захватов ряда предприятий. По ее словам, по состоянию на 1 октября 2006 года в процедурах банкротства находилось более 2 тысяч организаций. "Оставлять ситуацию в таком виде было нельзя, нужна была адекватная реакция. Поэтому в декабре 2006 года Правительством области принято решение о том, чтобы поручить мингосимуществу защиту интересов Нижегородской области в делах о банкротстве", - отметила Ирина Живихина. В начале 2007 года в структуре министерства был сформирован отдел по делам о банкротстве, подобраны профессионально подготовленные к этой сфере деятельности кадры.
Г-жа Живихина также сообщила, что для защиты региональных интересов по поручению губернатора подготовлен и утвержден Правительством перечень экономически и социально значимых предприятий и организаций Нижегородской области, которые находятся под особым контролем. Перечень включает в себя 146 организаций различных форм собственности. Мингосимуществом проводится систематический анализ финансового состояния и задолженности этих организаций. Так, по состоянию на 01.10.2007 г. у 18 организаций имелась задолженность по налогам свыше 100 тыс. рублей, просроченная более 3-х месяцев. Таким образом, в отношении каждого из них могла быть инициирована процедура банкротства. По словам Ирины Живихиной, чтобы не допустить банкротства, мингосимуществом принимались меры по восстановлению их платежеспособности. В результате ни одно из этих предприятий не обанкрочено, - подчеркнула она.
Необходимо отметить, что многие предприятия не вошли в областной перечень, но они включены в перечни стратегических предприятий и организаций, утвержденные Распоряжением Правительства РФ №22-р от 09.01.2004 г. и Указом Президента РФ №1009 от 04.08.2004 г., и поэтому взяты под контроль на федеральном уровне. "Но это не означает, что мингосимущество работает исключительно только с предприятиями и организациями, включенными в региональный Перечень. В нашем поле зрения находятся все предприятия и организации, нуждающиеся в финансовом оздоровлении, а сам перечень открыт для изменений", - сказала Ирина Живихина.
Наиболее острые проблемы выносятся на рассмотрение совещательных органов – Совета при губернаторе Нижегородской области по проблемам банкротства и Межведомственной комиссии по предупреждению банкротств. За время своего существования комиссия уже рассмотрела несколько дел, среди нашумевших - о проведении процедур банкротства ОАО "ДзержинскНИИхиммаш" и ЗАО "Наш дом".
В качестве положительного момента Ирина Живихина отметила, что общими усилиями в 2007 году удалось сократить на 18% количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процедурах банкротства. В течение 2007 года 66 организаций и индивидуальных предпринимателей восстановили свою платежеспособность. За 1 квартал 2008 года таких организаций и индивидуальных предпринимателей – 20.
Однако, по ее мнению, доля предприятий, которые несмотря на превентивные меры признаются банкротами, остается существенной. Одной из проблем стало то, что во многих случаях не решается задача оздоровления финансового состояния предприятий. Выполнение этой задачи затруднено тем, что открытая и общедоступная информация о деятельности арбитражных управляющих и об эффективности проведения ими процедур банкротства отсутствовала. Необходимо сделать общедоступной информацию о результатах деятельности арбитражных управляющих, чтобы все заинтересованные лица до того, как обратятся к арбитражным управляющим за оказанием услуг в сфере антикризисного управления, могли увидеть, оценить и сравнить качество проводимой ими работы. "Мы разработали Положение о добровольной аккредитации арбитражных управляющих при министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, которое предусматривает ведение рейтинга арбитражных управляющих. Документ прошел все необходимые согласования и в ближайшее время будет подписан", - сообщила Ирина Живихина.
Участникам конференции было предложено поддержать идею внедрения добровольной аккредитации арбитражных управляющих как эксперимента, итоги которого должны способствовать стабилизации положения в области банкротства.
Второй проблемой, озвученной в рамках конференции, стало недополучение налоговых поступлений в бюджет. Налоговыми органами за 2007 год списана задолженность, непогашенная в ходе процедур банкротства, в размере 6 286 млн.руб. Во многом это связано с низкой эффективностью проведения арбитражными управляющими процедур банкротства.
В-третьих, неэффективно осуществляется уголовное и административное воздействие на нарушителей действующего законодательства. За истекший год ни один нарушитель не дисквалифицирован, хотя регистрационная служба нарушения фиксирует. Ирина Живихина предложила совместно с ТПП Нижегородской области выступить с инициативой по ужесточению уголовного и административного законодательства по данной отрасли. "Работать должны остаться только профессионалы, преданные делу и государственным интересам", - сказала она в завершении своего выступления.
Заместитель начальника УФНС по Нижегородской области Нина Мамыкина также акцентировала внимание собравшихся на том, что главной задачей процедур банкротства должно стать оздоровление предприятия и восстановление его платежеспособности. Она также сообщила, что наибольшее число предприятий, находящихся в стадии банкротства, это сельскохозяйственные и муниципальные предприятия, где существует высокий процент недоимки. Особую обеспокоенность вызывает вопрос, связанный с оформлением земли. Как сообщила Нина Мамыкина, зачастую арбитражные управляющие успешно пользуются тем, что объекты и земля не оформлены в собственность, что дает им возможность не включать их в конкурсную массу. Также "слабым местом" является низкий уровень оценки объектов в момент процедуры банкротства. Еще одно опасение – недостаточное внимание уделяется пресечению преднамеренных банкротств. Так, почти все муниципальные предприятия, по ее словам, стали неплатежеспособны в результате неграмотных действий глав местного самоуправления, которые выводят все имущество во вновь созданные предприятия и оставляют старые предприятия с долгами. Нина Мамыкина обратилась к участникам конференции с предложением призвать к ответственности тех глав местного самоуправления, которые до сих пор пользуются этим рычагом.
Заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства УФНС России по Нижегородской области Лариса Гоголева в ходе конференции сообщила, что на 1 января 2008 года в процедуре банкротства находилась 751 организация с общей суммой задолженности 5 млрд.руб. Общая сумма задолженности по Нижегородской области – 16 млрд. руб., таким образом 1/3 часть всей задолженности – это предприятия-банкроты. Накопленные долги по неуплате текущих платежей арбитражными управляющими в ходе процедур банкротства насчитывают более 1 млрд.руб. В 2007 году погашено всего 57 млн.руб. задолженности, а в 1 квартале 2008 года – 32 млн.руб.
Лариса Гоголева также представила анализ отчетов арбитражных управляющих, согласно которым налоговая служба усмотрела нарушения в действиях 16 человек, а именно попадание под статью УК РФ "Уклонение от уплаты налогов". УФНС РФ по Нижегородской области направило в правоохранительные органы материалы для возбуждения уголовных дел в отношении этих арбитражных управляющих.
Был озвучен и положительный опыт в Нижегородской области – проведение торгов с помощью интернет-технологий, что позволяет обеспечить прозрачность конкурса для всех участников процесса. В рамках этого эксперимента сегодня уже открыто 30 торговых площадок, на которых продается имущество на общую сумму 19 млн. руб.
Заместитель начальника отдела контроля за деятельностью СРО Анна Седых рассказала об итогах работы регулирующего органа по основным направлениям деятельности. По ее словам, в 2007 году было проведено восемь проверок филиалов и представительств СРО и одна проверка центрального аппарата СРО-Евразия. Наиболее часто выявляемые нарушения – по срокам проведения проверок, которые установлены для СРО (месяц с момента поступления обращения заявления) и пятидневный срок для предоставления кандидатур по запросу Арбитражного суда.
Относительно деятельности арбитражных управляющих наблюдается тенденция роста жалоб, причем обоснованных, по которым выявляются нарушения действующего законодательства и составляется протокол об административном правонарушении. Так, в 2005 году было составлено всего 3 протокола, в 2006 году – 20, в 2007 – 82, а в первом квартале 2008 года их уже более 60. Эта тенденция характерна по всем категориям заявителей – уполномоченные органы, кредиторы, органы местного самоуправления. Новым явлением становится поступление претензий со стороны Пенсионного фонда – за первый квартал 2008 года их уже около двух десятков.
Анна Седых подчеркнула, что абсолютное большинство фактов, по которым составляются протоколы в отношении арбитражных управляющих, носят формальный характер. Более 60% из них составляют нарушения сроков проведения собрания кредиторов. В заключении Анна Седых высказалась о возможности повышения меры ответственности арбитражных управляющих.
По словам начальника отдела по борьбе с преступлениями в кредитно-банковской сфере ГУ МВД России по ПФО Евгения Ляхманова, анализ оперативной обстановки в сфере кредитно-финансовых операций и инвестиций показывает, что проблема криминальных банкротств тесно переплетена с проблемой деятельности так называемых "финансовых пирамид", являющихся одной из наиболее криминальных моделей поведения в сфере экономики. Под финансовой пирамидой имеется в виду ситуация, возникающая в связи с привлечением денежных средств инвесторов, когда часть выплат по вкладам инвесторов производится не из прибыли проекта, а из средств новых инвесторов. Объективно доказано, что закономерным итогом такой ситуации является банкротство проекта и убытки последних инвесторов. Конечно, подобное банкротство не всегда связано с преступным умыслом, а может быть и следствием проектной ошибки. Отличительным признаком криминальной финансовой пирамиды, по мнению специалистов, является то, что получаемые в рамках такого проекта средства расходуются вопреки обязательствам перед инвесторами.
Следственно-оперативная практика дает веские основания полагать, что деятельность современных финансовых пирамид носит в основном межрегиональный характер, стоящие за ними группы лиц, как правило, имеют высокую степень организованности.
Последнее наиболее резонансное в этой области уголовное дело – в отношении Санкт-Петербургского бизнес-клуба "РуБин", функционировавшего с 2005 года. Среди потерпевших более 250 тысяч жителей Санкт-Петербурга, Краснодара, Ессентуков и ряда других городов России, где "РуБин" имел свои представительства, в том числе и на территории Приволжского федерального округа. По фактам их деятельности уже возбуждены уголовные дела в Чувашской Республике, Республике Татарстан, имеются материалы проверки деятельности представительства "РуБина" в Нижнем Новгороде.
Кроме того, в настоящее время сотрудники отдела сопровождают находящееся в производстве уголовное дело в отношении лиц, действующих под прикрытием Торгово-Кредитной компании "Партнер". По мнению Евгения Ляхманова, есть полная уверенность, что организаторы данной финансовой пирамиды предстанут перед судом, несмотря на многочисленные попытки развалить уголовное дело.
Завершая свое выступление Евгений Ляхманов отметил, что эффективное противодействие подобного рода специфическим криминальным банкротствам невозможно усилиями одних только правоохранительных органов. Тем более, что основания для их вмешательства возникают, как правило, лишь тогда, когда ситуация для потерпевших уже достаточно безнадежна, и можно только констатировать факт массового обмана чересчур доверчивых граждан. Одной из действенных профилактических мер здесь представляется обязательное лицензирование деятельности кредитных кооперативов и регулярное опубликование ими отчетов о своем финансовом состоянии.
Руководитель представительства НП РСОПАУ Василий Тюпин рассказал о проблемах работы СРО на территории Нижегородской области. Одна из них касается выделения бюджетных оснований на финансирование досудебных санаций, финансового оздоровления, реструктуризации задолженности и стратегической организации оборонного комплекса. В качестве предложений г-н Тюпин назвал совершенствование системы, регламентирующей деятельность арбитражных управляющих с учетом практики применения существующих норм, в частности правила определения вознаграждения арбитражных управляющих, которое должно зависеть от сложности дела и проводимой процедуры. Предлагается рассмотреть вопрос о создании единого научного центра экспертиз антикризисного управления на базе одной из обучающихся организаций. Цель такого центра – анализ практики проведения банкротства и выработка методологии решений по основным вопросам арбитражного управления.
Василий Тюпин также подчеркнул, что существенно упал профессиональный уровень арбитражных управляющих, отсюда низкое качество работ. В связи с этим, необходимо содействие в ежегодном повышении квалификации в объеме 72 часов, а также проведение профессиональной переподготовки не реже 1 раза в три года в объеме не менее 500 часов.
Директор Нижегородского института развития бизнеса Владислав Бородачев продолжил тему о необходимости обучения управляющих. Он рассказал, что раньше программа обучения арбитражных управляющих была более серьезной, с отрывом от производства, слушатели проходили тестирования с выдачей документа государственного образца о профессиональной переподготовке. Сейчас, к сожалению, все образование свели к экстернату.
В своем выступлении арбитражный управляющий НП "МСО ПАУ" Александр Черепнин затронул ряд острых и актуальных тем. В частности, по его мнению, Положение о добровольной аккредитации требует доработки, к этому нужно привлечь арбитражных управляющих – практиков с опытом работы 7-8 лет, таких в Нижегородской области наберется не более 30 человек.
Эти люди обладают не только теоретическим образованием, но и колоссальной практикой, они могут стать своеобразным "буфером" между тем, как должно быть и реальной ситуацией.
Черепнин также затронул деятельность Уполномоченного органа, которым в настоящее время является Федеральная налоговая служба. По его мнению, в законодательстве допущено серьезное противоречие, которое заключается в том, что по многим предприятиям уполномоченный орган является и главным кредитором. Если раньше во время функционирования Федеральной службы финансового оздоровления хотя бы пытались понять, что происходит на предприятии, были выездные комиссии, которые встречались с трудовым коллективом, руководством, вырабатывалась позиция по тому или иному предприятию, в частности, решался вопрос какую процедуру проводить. Сейчас в УФНС даже не знают, где находится то или иное предприятие, нет полноценного отдела по банкротству. "Они, конечно, заложники ситуации – это противоречие заложено законодателем", - сказал он.
Александр Черепнин считает, что Уполномоченным органом должна быть не налоговая служба, необходимо создать специальный орган для проведения процедур банкротства, чтобы он вырабатывал позицию по каждому конкретному предприятию – будет сохранено оно или нет.
Министр государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области Александр Макаров отметил, что действительно есть общее недовольство с обеих сторон – и арбитражных управляющих, и органов государственной власти. "Совместная с ТПП резолюция - это живой документ, который мы готовы дорабатывать, чтобы он был взаимоприемлемым. Проблем много и их надо решать совместно", - сказал он.
Подводя итоги конференции, председатель комитета по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению при ТПП НО Александр Иванников также затронул тему недостаточного уровня компетенции управляющих, что сказывается на общем результате их работы. Арбитражный управляющий по своему уровню образования, организаторским навыкам должен быть равен руководству предприятий, куда он приходит. Но зачастую управляющие попадают под влияние бывших директоров, тем более, что они, как правило, работают в одиночку, без особой поддержки. В связи с этим, необходимо решать вопрос об усилении государственного регулирования процедуры банкротства.
Источник: ТПП Нижегородской области
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики