19.03.2008г.
В Нижнем Новгороде прошла конференция по проблемам формирования рынка газа
14 марта 2008 года ТПП Нижегородской области совместно с Аппаратом Полномочного Представителя Президента в ПФО и Нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей (НАПП) провела конференцию "Проблемы формирования рынка газа и возможности некоммерческих саморегулируемых организаций в его сорегулировании". Итогом конференции стали конкретные предложения в адрес Правительства Российской Федерации.
В ходе совещания были рассмотрены стратегия развития топливно-энергетического комплекса в России, вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения, проблемы формирования рынка газа, ценовая политика на энергоносители, правоприменительная практика в нарушениях АМЗ НТЭК и газораспределительными организациями.
Перед нижегородскими промышленниками выступили заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин, заместитель начальника Управления Федеральной Службы по Тарифам РФ Александр Гладков, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов, генеральный директор НАПП Валерий Цыбанев, председатель Правления НА "Национальная Ассоциация потребителей природного газа" Сергей Очаков, эксперт НП "Координатор рынка газа" Мария Кротова, заведующий лабораторией Института прикладной физики Академии наук РФ Вячеслав Коган, руководитель НТУ ФАС Михаил Теодорович, советник ФАС РФ Геннадий Гудков, руководитель Региональной Службы по Тарифам Олег Седов, а также крупные промышленные предприятия Нижегородской области и ПФО.
Сейчас в Нижегородской области производится 2 тыс. мегаватт, и еще столько же поступает из соседних регионов. По словам специалистов, существующие электростанции изнашиваются, а потребности в энергии растут. По словам Дмитрия Краснова, энергодефицит влияет на все отрасли экономики, а экономика влияет напрямую на простых людей через стоимость товаров и услуг. Он также подчеркнул, что сегодня развитие нижегородского региона без дополнительных энергоресурсов практически невозможно, поэтому задача ресурсообеспеченности должна решаться не только региональными, но и федеральными органами власти и управления.
В своем выступлении Валерий Цыбанев сообщил, что рост цен на теплоэнергию для нижегородских промышленных предприятий в январе-феврале 2008 года составил 50%, на газ и электроэнергию – 30%. Кроме того, генеральный директор НАПП отметил, что решение о том, что с 2011 года Россия переходит к мировым ценам на энергоресурсы, не продумано с точки зрения социально-экономических последствий для страны и ее населения. По его мнению, необходимо на федеральном уровне принимать меры по сдерживанию тарифов, иначе это приведет к снижению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных производств.
Директор Борской ассоциации товаропроизводителей Павел Лебедев также обеспокоен проблемой "сверхзавышенных цен" на энергоресурсы. По его словам, прирост объемов производства в Борском районе в 2007 году составил 29% к уровню предыдущего года, что, безусловно, ведет к увеличению потребления энергоресурсов, при этом лимиты остались на уровне 2005 года.
С докладом "Проблемы формирования рынка газа" выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. В докладе, в частности, были подведены итоги эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 534 "О проведении" от 2 сентября 2006 года). В рамках этого эксперимента на электронной площадке ОАО "Межрегионгаз", дочерней компании "Газпрома" по реализации газа, с начала 2007 года проводились торги. Как сообщил Анатолий Голомолзин, по итогам 2007 года таким образом реализовано 7,5 млрд. куб.метров газа, по прогнозам экспертов в 2008 году будет продано уже около 15 млрд.куб.метров. Но суть эксперимента, пояснил он, не в том, чтобы продать этот объем газа, а в том, чтобы выработать соответствующие правила игры и гарантировать всем участникам этого процесса возможности продажи и покупки газа в рыночных условиях по рыночной цене.
Эксперт НП "Координатор рынка газа" Мария Кротова продолжила эту тему. По ее словам, в ходе эксперимента, предусмотренного Постановлением Правительства № 534, рынок газа в России будет состоять из двух секторов: сектора поставок газа по ценам, регулируемым Федеральной службой по тарифам, и сектора поставок газа по нерегулируемым ценам, устанавливаемым по результатам конкурентных торгов. Она также рассказала о Постановлении Правительства РФ от 28 мая 2007 г № 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", которое фактически открывает период перехода к свободным ценам на газ. Согласно ему, с 1 января 2011 года поставка добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными субъектами газа по договорам всем потребителям, кроме населения, осуществляется по оптовым ценам, определяемым по формуле цены газа. Все эти решения федеральной власти вытекают из объективной потребности в поэтапной либерализации газовой отрасли.
Программа повышения внутренних цен предусматривает, что в 2008 году стоимость газа составит 63.3 $/тыс. куб. м, а в 2011 году – 126 $/тыс. куб. м (без учета транспортных затрат и сборов).
Заведующий лабораторией Института прикладной физики Академии наук РФ Вячеслав Коган представил участникам конференции автоматизированную система для расчета тарифа на транспортировку газа. По его словам, в рамках этой системы собрана база данных, включающая 61 регион России с сезонными и годовыми объемами потребления и характеристиками региональной ГРС, 14 узловых точек экспорта с объемами отгрузки, 396 потенциальных коридоров транспортировки, 258 полигонов, 10 основных газодобывающих регионов, 8 нефтяных компаний-поставщиков, 17 подземных хранилищ газа. Как сообщил Вячеслав Коган, программа на практике на используется, но рассчитана для таких структур как ФСТ и ФАС.
Участники конференции подготовили проект Решения, в котором обращаются к Правительству РФ с предложением до 2009 года разработать и утвердить Стандарт обслуживания потребителей газоснабжающими организациями. В рамках документа предполагается установление единых требований к качеству обслуживания клиентов, определение регламентных требований по всем процедурам взаимодействия поставщик газа – потребитель, контроль над обслуживанием клиентов, в том числе, за исполнением решений, принятых по жалобам и обращениям, минимизация времени клиента, оперативность.
Кроме того, учитывая развивающиеся оптовые и розничные рынки газа, участники конференции предлагают:
Утвердить Правила работы оптового розничного рынка, предусматривающие отбор операторов на рынке газа на конкурсной основе.
Ускорить принятие Постановление Правительства РФ "О недискриминационном доступе к газотранспортной системе", в рамках которого могут быть сняты недостатки продажи газа.
Рассмотреть возможность организации ЭТП по реализации природного газа на биржевой площадке, независимой от ОАО "Газпром", которым предусмотреть:
прозрачные, мотивированные с механизмами оспаривания процедур организаторов торгов и ЦПДУ в регистрации участников в качестве продавцов и покупателей.
пороговые значения объемов годовых продаж и покупок для продавца и покупателя 100 млн. кубов.
допуск до ЭТП покупателей газа – ассоциированных представителей мелкого и среднего бизнеса в Объединения или Некоммерческие партнерства.
разработать и утвердить схему и механизмы договорной ответственности перед потребителями (средний бизнес), делегировавшими право закупки газа на ЭТП в их интересах.
Считать что, торговля природным газом на ЭТП является проектом, который может оказать реальное влияние на формирование механизмов конкуренции на рынке газа и позволит сформировать прозрачные отношения в цепи "Продавец - Транспортные организации – Покупатель". Практика совершенствования схемы торговли природным газом позволит продавцам и потребителям двигаться в направлении развития рынка газа и чувствовать себя более защищенными от монополии ОАО "Газпром".
Источник: ТПП Нижегородской области
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики