03.03.2008г.
Заседание Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики в ТПП РФ
28 февраля заместитель генерального директора ТПП НО Андрей Игошев принял участие в заседании Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики в ТПП РФ. Заседание вел вице-президент ТПП России Владимир Исаков.
Собравшиеся утвердили положение об Экспертном совете и приняли план работы на 2008 год. Были избраны сопредседатель совета (Сергей Пепеляев), заместители председателя (Владимир Белых, Вадим Зарипов, Дмитрий Фадеев) и ответственный секретарь Экспертного совета (Александр Сбежнев).
Эксперты обсудили практику применения налоговыми органами положений статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовые последствия принятия Определения Конституционного Суда РФ № 226-О. В данном Определении КС РФ указал, что «в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов налоговые органы вправе обращаться в суд с исками о взыскании всего полученного по сделке в доход государства, если соглашение сторон направлено на уклонение от уплаты налогов».
Таким образом, норма о конфискации имущества по так называемым «антисоциальным сделкам», то есть нарушающим основы правопорядка и нравственности, в налоговых спорах приобрела новое звучание, а ее применение сопряжено с серьезными материальными последствиями для бизнеса. В то же время отношение юридического сообщества к этой статье далеко не однозначно. Норма эта не понимается как естественная, вытекающая из иных норм частного плана, находящаяся с ними в системной связи. Предусматривая такое серьезное наказание как конфискация имущества, норма опирается на неопределенное понятие «основы правопорядка и нравственности» - закон не дает определения этого понятия, которое, таким образом, является так называемым «внезаконным критерием».
Сопредседатель Экспертного совета, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев отметил, что суды все чаще в своей работе обращаются к этой статье. Если в 1997 году 169-ая была задействована 47 раз, то в 2002 году отмечено уже 63 случая ее использования в судейской практике, в 2004 - 103, в 2006 – 143. Полных данных по 2007 году пока нет. По мнению Сергея Пепеляева, 169-ая – инструмент достаточно грубый, не учитывающий многообразия ситуаций. Необходимо эту норму реформировать.
Ряд выступающих обратили внимание на то, что аналогов 169-й статьи в западном законодательстве нет; там в гражданском кодексе отсутствует такая мера как конфискация.
Оцениваются последствия сделки вне ее связи с тем, противоречит она морали или нет, поскольку сделка – категория чисто экономическая. Наказание применяется именно к той части налогов, которая не уплачена (плюс штраф), но отнюдь не ко всей налогооблагаемой базе сделки (т.е то, что предусматривает 169-ая). Да, сделка по продаже ребенка, безусловно, безнравственна, уголовно наказуема, но она, тем не менее, не имеет никакого отношения к нарушению налоговых отношений. Оправдана ли передача налоговым органам права оценивать нравственность сделок?
Судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев подчеркнул позицию КС РФ, суть которой в том, что 169-ая статья необходима, и сегодня нет оснований для ее отмены. Другое дело, что это оружие острое и далеко не тонкое, но это значит, что надо научиться им владеть. Статья была сконструирована не для налогового кодекса, нельзя ее так трактовать.
Начальник управления законодательства Высшего Арбитражного Суда РФ Дмитрий Дедов убежден, что 169-ая должна работать, но не исключает внесение в нее поправок и уточнений.
Было принято решение предложить Высшему Арбитражному Суду РФ с участием предпринимательского и научного сообщества проанализировать и обобщить практику применения статьи 169 Гражданского кодекса РФ и выработать соответствующие разъяснения. Планируется также, что проект соответствующего информационного письма ВАС РФ будет в ближайшее время разработан Экспертным советом при ТПП РФ и направлен на согласование.
В ходе заседания были также рассмотрены предложения Минфина РФ по формированию налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010-2011 года. Была представлена развернутая позиция ТПП РФ по данному вопросу. В обсуждении приняли участие представители Минэкономразвития РФ Виталий Прокаев и Евгений Поздняков, Председатель Комитета ТПП РФ Антон Данилов-Данильян, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложения» Финансовой академии при Правительстве РФ Любовь Гончаренко.
Практически во всех выступлениях подчеркивалось, что предлагаемые Минфином РФ основные направления совершенствования налоговой политики явно недостаточны для повышения к 2020 году темпов экономического роста и инвестиционной привлекательности экономики, увеличения ВВП, диверсификации производства, налогового стимулирования инновационной деятельности. Нужны более решительные меры, иначе можно невольно законсервировать отсталость российской экономики и ее сырьевую направленность.
В своем выступлении заместитель директора Департамента по законодательству Дмитрий Фадеев отметил, что в Основных направлениях налоговой политики Минфин уделил недостаточно внимания дальнейшему совершенствованию налогового администрирования, сокращению налоговой отчетности и документооборота, прекращению практики проведения незаконных налоговых проверок и т.д.
Кроме того, отметил Дмитрий Фадеев, ТПП России предлагает сократить перечень документов, предусмотренных налоговым законодательством для подтверждения применения нулевой ставки, до одной лишь таможенной декларации с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта. Необходимо также всесторонне рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС, имея при этом в виду, что эффективное экономическое развитие России до 2020 года требуют достаточно устойчивой финансовой базы, обеспечения расходных полномочий регионов финансовыми ресурсами. Учитывая, что НДС является одним из основных налоговых источников пополнения федерального бюджета (по данным ФНС в январе 2008 года поступления по данному виду налога составили около 46 процентов всех налоговых доходов), к вопросу о снижении его ставки следует подходить крайне взвешенно, оценив все возможные риски. Наиболее реалистичным, по мнению эксперта ТПП РФ, в среднесрочной перспективе является поэтапное снижение ставки НДС до 13 - 15 процентов.
Палата в целом позитивно относится к предложению РСПП, «Деловой России» и «ОПОРЫ России» по увеличению до 30 процентов амортизационной премии, однако, следует также ввести ускоренную (до 100 процентов) амортизацию в отношении технологически прогрессивного оборудования.
Меры Минфина России по поддержке малого и среднего бизнеса представляются недостаточными для активного развития данного сектора экономики. Было предложено увеличить до 56 млн рублей годовой оборот, при котором налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В ходе состоявшейся дискуссии отмечалось также, что в планах Минфина по совершенствованию налоговой системы на среднесрочную перспективу не отражены вопросы реформирования налога на имущество организаций, стимулирования инновационной деятельности, создания налоговых стимулов для привлечения инвестиций, которые приобретают ключевое значение в связи с программой экономического развития России на период до 2020 года.
После доработки позиция ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства на среднесрочную перспективу будет направлена в Правительство РФ.
Источник: ТПП Нижегородской области
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики