14.03.2007г.
Устранить транспортное неравенство
Во вторник состоялась расширенная коллегия Минтранса России, на которой обсуждалась стратегия развития транспортной сети в России. Эта задача считалась ключевой и в 19-м, и в 20-м веках. К сожалению, таковой она осталась и сегодня. Как было отмечено, "свыше 50 тысяч населенных пунктов вообще не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием". 12 тысяч километров федеральных дорог работают в режиме перегрузки. При росте автомобильного парка на 7-10% пропускная способность российских дорог увеличилась в 2005 году всего на 1%, что вызывало потери операторов рынка в размере 1,3 триллиона рублей.
Присутствовал на коллегии и первый вице-премьер Сергей Иванов, который отметил, что дальнейшее развитие регионов России, подъем уровня жизни их жителей невозможны без ликвидации транспортного неравенства. Что, в свою очередь, способно "не только стимулировать рост экономики и содействовать обеспечению национальной безопасности, но и позволит существенно гуманизировать все сферы жизни российского общества".
Да и состояние остальных транспортных путепроводов таково, что ставит под угрозу сохранение единого экономического пространства страны. Это отнюдь не тайна, что многие отдаленные субъекты Федерации в своей хозяйственной деятельности вынуждены все больше ориентироваться на соседние государства. Ведь в конечной стоимости российской продукции доля транспортных издержек составляет 15-20% против 7-8% в странах с развитой экономикой.
Наконец, о какой свободе и личной независимости можно говорить применительно к жителю не то что Чукотки или Камчатки, но и даже севера Пермского края, куда доберешься только вездеходом или вертолетом. При стремительно растущей стоимости проезда и перелета для большинства россиян - это всего лишь слова, за которыми ровным счетом ничего не стоит. Зато красноречивы факты: более половины провинциальной молодежи в возрасте до 18 лет ни разу не бывала в Москве и Санкт-Петербурге.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин вынужден был признать, что мобильность россиян в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. "В итоге сложилась ситуация, когда определенная часть российских граждан, по сути, лишена конституционных прав на получение современной медицинской помощи, на свободу перемещения, свободный выбор работы и места своего проживания", - констатировал министр.
Положение едва ли можно кардинально изменить, используя лишь средства государственного бюджета. Хотя, надо признать, из казны на эти цели средства отпускаются немалые. Так, в нынешнем году только на строительство и модернизацию автомобильных дорог в субъектах Федерации выделено 35 миллиардов рублей. Идет прокладка трассы "Амур", которая обеспечит скоростное автомобильное сообщение между Читой и Хабаровском, а также Санкт-Петербургской кольцевой автодороги. Совершенствуются аэропорты в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Открываются новые станции метро в 11 российских городах.
И все равно это - капля в море. Первый вице-премьер полагает, что объем ежегодных средств, необходимых лишь на развитие и обеспечение безопасного функционирования автодорожной сети, в 2015 году составит более полутора триллионов рублей. Выход, как считают в правительстве, - в структурной перестройке отрасли, в введении единой согласованной технологии работы портов, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, в улучшении инвестиционного климата, в привлечении частного софинансирования.
А то, что частному капиталу это интересно и выгодно, сомнений не вызывает. По расчетам специалистов, потенциальный объем годовой выручки от предоставления услуг по международному транзиту через территорию России может составить 10 миллиардов долларов. Сопоставимые суммы называются и при оценке возможностей Северного Морского Пути.
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям со ссылкой на Минтранс РФ
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики