17.02.2006г.
Тезисы выступления Президента РФ В.В. Путина на заседании президиума Госсовета РФ 16 февраля 2006 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В повестке нынешнего заседания - пути дальнейшего развития информационных и коммуникационных технологий в России.
Эта тема находится в зоне особого внимания. Причина - в серьезных перспективах самого рынка технологий и в его прямом влиянии на научно-технический прогресс. В его значении для достижения Россией лидерских позиций на мировых рынках.
Год назад, в Новосибирске, мы подробно говорили о создании технопарков. Сегодня мы уже рассмотрим комплекс вопросов, связанных с развитием новых технологий.
Общеизвестно, что страны, своевременно сделавшие на них ставку, - не только успешно решили ряд внутренних проблем. Они в целом сумели вывести свои экономики на самые передовые позиции.
По большому счету, это один из самых проверенных прогрессивных путей развития. Перспективных - и для нашей страны, заведомо обладающей здесь сильными стартовыми возможностями. Речь идет, разумеется, о нашем интеллектуальном, инновационном и научно-техническом потенциале.
Однако любой потенциал становится материальной силой лишь при наличии для него благоприятных условий. Но и в этом смысле - отрасль инфотехнологий можно считать у нас сегодня наиболее подготовленной.
Очевидно и то, что ее рост должен повлечь за собой развитие фундаментальной науки, а также - целого ряда прикладных исследований в смежных отраслях. Причем для такого "расширения" в российском инфобизнесе уже есть и накопленный финансовый ресурс, и серьезный менеджерский опыт.
Так, в прошлом году доля этой отрасли в ВВП составила 5,3% (для сравнения - в 2000 году этот показатель составлял около 2%). В инфокоммуникациях России сегодня работает более миллиона человек, а производительность труда здесь - самая высокая в российской экономике.
Однако останавливаться на достигнутом никак нельзя, ибо мы еще значительно отстаем от технологически развитых стран, где вклад информационного сектора в экономику достигает 30% и выше.
Убежден, высокие технологии просто обязаны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления. И что крайне важно - они должны стать предметом повышенного потребительского спроса.
Здесь у нас тоже есть перспективные ниши. Так, высокие технологии пока крайне мало используются в образовании и здравоохранении. Только 5% учителей используют сегодня инфотехнологии в учебном процессе - в то время как, например, в Великобритании этот показатель приблизился уже к 60%. И фактически там, где за счет новых технологий мы могли бы реально влиять на повышение качества услуг, - мы имеем дефицит их применения.
Кроме того, новые технологии должны играть определяющую роль в обеспечении госконтроля за безопасностью и качеством товаров народного потребления.
Включая фармакологию и ряд других сфер.
Безусловно, все это надо иметь в виду и в ходе реализации приоритетных национальных проектов. И в докладе рабочей группы сформулированы соответствующие предложения. Рассчитываю, что мы их сегодня тоже обсудим.
* * *
Подробнее остановлюсь на самых принципиальных задачах.
Первое - это обеспечение равного доступа граждан и организаций страны к современным технологиям. Но одна из сложностей здесь в том, что в стране сложились серьезные диспропорции между регионами.
Субъекты Федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, - существенно отличаются друг от друга. Например, по использованию мобильной связи - в 80 раз, по количеству домашних компьютеров - в 50 раз.
Очевидно, что такой разрыв необходимо сокращать. И эта задача - далеко не ведомственная. К ее решению должны активно подключаться и Правительство в целом, и бизнес, и сами регионы.
Несмотря на то, что темпы роста этой отрасли составляют более 30% в год, в стране еще не телефонизированы более 40 тысяч населенных пунктов. Такое в XXI веке - просто недопустимо, и государство обязано в ближайшие три года полностью решить данную проблему. Рассмотрев при этом возможности конверсии радиочастотного спектра для гражданских нужд.
Кроме того, в значительной модернизации нуждается и система почтовой связи, 70% объектов которой находится в сельской местности. А ведь это -территории, где практически отсутствуют новые коммуникационные услуги. И почта остается основным каналом связи между людьми.
Второе направление, требующее нашего внимания, это информатизация государственного и муниципального управления. Вы знаете, что часть программ, решающих эти задачи, уже работает. Они объединены общей концепцией, получившей название "электронного правительства". Этот проект должен быть реализован к 2010 году.
На сегодняшний день потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютеры имеют чиновники всех уровней. Созданы также и локальные компьютерные сети.
Понимаю, что сделаны лишь первые шаги. Однако техническая оснащенность пока что мало повлияла на качество управления. Ведомства по-прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан.
Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными и изначально создаются нужд людей.
Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий. А также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их развитии.
Еще одна крупная тема для обсуждения - это развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Известно, что вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. И это - большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования.
Замечу также, что российские компании, работающие в данной отрасли, уже активно действуют не только в России, но и на пространстве СНГ. И государство должно хорошо знать ситуацию на этих рынках, оказывая им при этом необходимую поддержку. Один из путей - это помощь в организации технопарков, о которых мы говорили в Новосибирске.
Кстати, мы говорили и о необходимости более активного привлечения средств инвесторов - как российских, так и зарубежных. За счет таких средств мы, в частности, могли бы поддержать проекты отечественных разработчиков, перспективный в этой сфере средний и малый бизнес.
Кроме того, в Новосибирске было принято решение о создании технопарков в четырех регионах страны. Прошел год, и все это время шли межведомственные согласования, что, подчеркну, крайне расточительно. Таким образом мы теряем темпы работ.
К проекту за этот период подключились ещё три региона. Это - хорошая тенденция, но повторю, что бюрократический период реализации принятых тогда решений должен быть предельно минимизирован.
Уважаемые коллеги!
Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле - стратегической задачей. И для ее решения Правительству придется еще провести ряд серьезных шагов, в том числе разработать специальную систему мер. И насколько мне известно - для координации работы Правительству предлагается сформировать специализированную комиссию. Давайте обсудим в том числе и это предложение.
Источник: Пресс-служба Губернатора и Правительства Нижегородской области
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики