Нижний Новгород |
ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | БАНКИ | ГОСТИНИЦЫ | КАФЕ | АФИША | НОВОСТИ IT | КОНСУЛЬТАЦИИ | РЕЦЕПТЫ |
Губернатор Валерий Шанцев в рамках «Правительственного часа» на заседании Законодательного собрания 29 января выступил с докладом: «О принимаемых мерах по стабилизации экономики Нижегородской области в условиях мирового экономического кризиса».
По словам Губернатора, наибольшее негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса испытывают промышленные предприятия области. Это определяет и соответствующие социальные последствия, и в целом проблематику социально-экономического развития области.
Основную свою цель в сложившейся ситуации Правительство области видит в развитии реального сектора и восстановлении платежеспособного спроса на продукцию нижегородских предприятий.
1. Работа с Правительством РФ
Правительство области работает в тесном контакте с руководством страны . В ноябре-декабре 2008 г . были сформированы и направлены Президенту России, в Государственный Совет РФ предложения по регулированию сложившейся ситуации и мерам, направленным на развитие национальной конкурентоспособности.
Следует отметить, что учтены большинство наших предложений Президенту РФ: по увеличению количества банков, имеющих доступ к беззалоговым кредитам Центробанка России - международный рейтинг заменен на российский. Наше предложение по введению 100%-ного страхования вкладов населения также практически реализовано: государственные гарантии введены для вкладов до 700 тыс. рублей, а число таких вкладов составляет более 98% всех вкладов населения. Внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие возможность размещения бюджетных средств на банковских депозитах для тех субъектов РФ, в бюджетах которых размер федеральных трансфертов не превышает 20% (мы предлагали даже более жесткие условия - 10-15%).
Прошли рабочие встречи Губернатора области В.П.Шанцева с Президентом России Д.Медведевым, министром финансов А.Кудриным и министром экономического развития Э.Набиуллиной по решению проблем, возникающих в платежной системе региона, и вопросам оказания поддержки конкретным нижегородским предприятиям.
2. План Правительства области по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе
С целью организации скоординированной планомерной работы в новых условиях разработан и принят План Правительства Нижегородской области по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе (далее - План).
План взаимоувязан с Планом Правительства РФ, с тем чтобы обеспечить максимально возможный эффект от намеченных федеральных мер для конкретных предприятий области и экономики в целом.
План нацелен на принятие системных мер, в том числе предусмотрены мероприятия по:
- нормализации платежно-расчетной системы и восстановлению объемов кредитования предприятий реального сектора и населения ;
- формированию платежеспособного спроса на продукцию нижегородских предприятий ;
- поддержке отдельных секторов экономики, прежде всего промышленности и сельского хозяйства;
- регулированию рынка труда ;
- расширению государственной поддержки малого бизнеса .
Реализация этих системных мер требует внесения изменения в региональную нормативную базу для адаптации ее к текущей ситуации, а также изменений в федеральное законодательство. Мы рассчитываем на четкую скоординированную работу с депутатским корпусом по отработке наших законодательных инициатив на федеральный уровень и изменению нижегородского законодательства.
На текущий момент это касается внесения изменений в областной закон «О залоговом фонде Нижегородской области».
У нас есть ряд предложений по внесению изменений в ФЗ №94 о размещении государственных и муниципальных заказов.
Разработаны предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в сфере банкротства, а также в УК РФ в части повышения ответственности собственников предприятий с целью недопущения преднамеренных банкротств и в части предоставления соответствующих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ по предотвращению банкротств системообразующих предприятий.
3. Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике и финансовом секторе
Для оперативного решения возникающих проблемных вопросов развития области в середине ноября 2008 г . создан координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике и финансовом секторе, председателем которого является Губернатор. Координационный совет работает в ежедневном режиме. Рассматриваются и принимаются решения по:
- проблемным вопросам работы банков;
- доступу предприятий реального сектора к кредитованию;
- ситуации на градообразующих предприятиях районов области;
- вопросам обеспечения энергоресурсами потребителей;
- снижению просроченной задолженности по заработной плате;
- регулированию ситуации на рынке труда и вопросам трудоустройства высвобождаемых работников.
По состоянию на 27.01.09 проведено 29 заседаний координационного совета, на которых утверждено 139 протокольных решений, из них на текущий момент более 90% выполнены в полном объеме.
Например, 26 января т.г. на Координационном совете рассматривался вопрос взаимодействия энергосбытовых компаний с потребителями Нижегородской области в условиях финансовой нестабильности.
В рамках существующих правил, установленных Правительством РФ, электроснабжение потребителей находится под контролем регионального уполномоченного органа, которым является министерство топливно-энергетического комплекса. Мониторинг ситуации ведется в ежедневном режиме.
Налажено четкое упреждающее взаимодействие с энергоснабжающими организациями по вопросам введения ограничения режима потребления для отдельных конкретных потребителей.
Мы договорились, в случае возникновения проблем с платежами за энергоресурсы у системообразующих и градообразующих предприятий рассматривать эти вопросы совместно на Координационном совете и вырабатывать все необходимые упреждающие решения (в том числе по отсрочке платежей и согласованию графика погашения задолженности).
4. Основные результаты работы по стабилизации ситуации
4.1. Банковская система, кредитование населения и реального сектора экономики
Восстановлена платежно-расчетная система региона. Отсутствуют факты задержки банками платежей и выдачи наличных денежных средств предприятиям и населению.
В настоящее время происходит наращивание ресурсов банков , расположенных на территории области.
Девять самостоятельных кредитных организаций Нижегородской области за октябрь-декабрь 2008 г . получили кредиты Банка России, обеспеченные залогом, на общую сумму 1,4 млрд. руб.
Кроме того, ОАО «НБД-Банк», как банк, имеющий международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности, воспользовался правом получения в Банке России кредитов без обеспечения. Целью получения средств было поддержание рублевой ликвидности и формирование «подушки безопасности» на случай незапланированного оттока ресурсной базы.
В январе один самостоятельный коммерческий банк получил 56 млн. руб. кредитов Банка России, обеспеченных залогом активов.
Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» была оказана финансовая поддержка двум нижегородским банкам (ЗАО «Нижегородпромстройбанк» и ОАО ГБ «Нижний Новгород») в общей сумме около 7 млрд. руб., предоставившей средства инвесторам этих банков. Указанные средства были в основном направлены на удовлетворение просроченных требований кредиторов и вкладчиков, образовавшихся в связи с оттоком вкладов населения и переводом денежных потоков клиентами-юридическими лицами в другие коммерческие банки.
Удалось возобновить приток в банки вкладов населения. За первую рабочую неделю января (с 11 по 16 января) сумма открытых населением депозитов (14,9 млрд. рублей) в 2,2 раза превысила сумму закрытых (6,7 млрд. рублей). В сентябре 2008 года данное соотношение составляло 1,6 раза.
В декабре 2008 года удалось восстановить объемы кредитования населения, что очень важно для формирования потребительского спроса на товары и услуги . Сумма выданных в среднем за неделю декабря потребительских кредитов (4 млрд. рублей) соответствовала уровню кредитования в сентябре 2008 года.
При этом восстановление объемов ипотечного кредитования происходило несколько медленнее: декабрьские объемы (в среднем за неделю 70 млн. рублей) составляли пятую часть от сентябрьского уровня (в сентябре в среднем за неделю предоставлялось кредитов на сумму 345 млн. рублей).
Благодаря усилиям Правительства области из 30 млрд. руб., выделяемых федеральным правительством АИЖК для распределения по регионам на 1 полугодие, 2 млрд. руб. было выделено Нижегородской области.
Кроме этого, Правительством области был увеличен Уставной фонд ГП НО «НИКА» на 144 млн. руб.
Таким образом, в ближайшее время нам удастся расширить возможности населения по получению ипотечных кредитов, в том числе на льготных условиях.
Планируется также разработать Программу корпоративной ипотеки на предприятиях области для кредитования работников предприятий.
В декабре 2008 года восстанавливалось и кредитование предприятий : объем выданных банками краткосрочных кредитов (в среднем за неделю) был восстановлен до уровня 12 млрд. рублей (60% от уровня кредитования в сентябре 2008 года). Объем долгосрочных кредитов - 1,1 млрд. рублей (20% от сентябрьского уровня). В сентябре 2008 года - 5,4 млрд. рублей.
4.2. Обеспечение занятости высвобождающихся работников
Создана комиссия по контролю за процессом сокращения работников предприятий. Осуществляется ежедневный мониторинг предстоящих и состоявшихся увольнений.
Мониторинг рынка труда, который осуществляет служба занятости населения, свидетельствует о намерении 505 организаций и предприятий области сократить 10,7 тысячи работников, из которых уже уволены 2,7 тысячи человек.
За период с 01.10.2008 года по 27.01.2009 года ситуация на рынке труда Нижегородской области характеризуется:
Разработан ряд мероприятий по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения. При этом особое внимание уделено градообразующим предприятиям.
Введен временный порядок рассмотрения намерений предприятий и организаций по увольнению работников. В соответствии с ним работодателям предложено за 2 недели до подачи сообщения проинформировать об этом службу занятости. После детального изучения ситуации в структурных подразделениях Правительства области принимается согласованное решение о целесообразности высвобождения работников.
Организована переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Формируется реестр профессий, специальностей и видов деятельности, потенциально востребованных на рынке. Составлен реестр из более 100 учреждений профессионального образования, готовых предоставить 2 тыс. учебных мест.
Оказывается содействие безработным гражданам в организации собственного бизнеса. Достигнута договоренность с Министерством экономического развития РФ о предоставлении субсидий Нижегородской области на содействие развитию малого предпринимательства в размере 230 млн. руб.
Разработана и принята областная целевая программа «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 14.01.2009 года №2), в рамках которой предусмотрено :
- создание 21 тыс. рабочих мест для организации оплачиваемых общественных работ, в т.ч. работы по благоустройству и озеленению территорий населенных пунктов, подсобные работы на предприятиях и организациях, сельскохозяйственные работы, работы по оказанию социальной помощи инвалидам и ветеранам, дорожные работы;
- оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест;
- организация опережающего профессионального обучения работников предприятий, находящихся под риском увольнения.
На 2009 год разработана ведомственная программа по обучению безработных граждан из числа высвобожденных с предприятий работников, которая направлена на сохранение и развитие профессионального потенциала высвобожденных кадров.
4.3. Продовольственная безопасность
Проводится мониторинг торговых сетей по социально-значимым продовольственным товарам : еженедельно - контролируются объемы продаж и обеспеченность товарными запасами, ежедневно - ассортимент продукции.
На текущий момент в федеральных торговых сетях проблем с финансовым обеспечением нет, с региональными сетями вопросы кредитования решаются в индивидуальном порядке.
Рост цен на продовольственные товары в 2008 году был на уровне среднероссийского показателя (116,5%), а в декабре 2008 г . - на 0,3 п.п. ниже.
Тенденция к установлению более низких, чем в среднем по РФ, темпов роста цен на продукты питания прослеживается в регионе с октября прошлого года. Это обусловлено успешной реализацией принятых региональным Правительством областных целевых программ «Развитие АПК Нижегородской области», «Покупай нижегородское».
Следует отметить, что в декабре 2008 года инфляция в регионе была на 0,2 п.п. ниже, чем в среднем по РФ и по этому показателю область занимала 2 место в ПФО и 20 в РФ (как регион с одним из наиболее низких уровней инфляции).
4.4. Адресная работа с предприятиями реального сектора экономики
В реальном секторе действия Правительства области носят адресный характер - по каждому предприятию, обратившемуся за поддержкой, находится конкретное решение возникших проблем. В таком формате сейчас идет работа с крупными промышленными предприятиями, формируются решения по наращиванию кредитной массы для региональных торговых сетевых компаний, строительных организаций.
В частности, на федеральном уровне решается вопрос об оказании финансовой поддержки Правительства РФ Горьковскому автозаводу. В формате трехсторонних встреч компаний-дилеров ГАЗа, банковских структур региона и руководства области рассматриваются вопросы кредитования на постоянной основе.
По инициативе Губернатора области проведены совещания руководства Группы ГАЗ с рядом коммерческих банков (в т.ч. ВТБ и Сбербанк) о предоставлении кредита компании на пополнение оборотных средств в объеме 35,9 млрд. руб.
По итогам встречи Губернатора с руководством Банка ВТБ создана рабочая группа при минпроме (в составе: представители банка, минпрома, минэкономики, Минфина), на заседаниях которой заслушаны обращения первых 10 предприятий по вопросу кредитования через этот банк.
В результате был урегулирован вопрос о предоставлении кредита арзамасскому заводу «Легмаш» и ускорено выделение кредита Торговому дому «Оргхим» (с 2-х месяцев до 2-х недель), на рассмотрение банком взяты материалы еще 6 предприятий.
4.5. Работа с системообразующими предприятиями
4.5.1.Формирование списков системообразующих предприятий
В рамках поручения Правительства РФ подготовлен и направлен (16 декабря 2008 года) в федеральные министерства список из 21 предприятия области для оказания господдержки на федеральном уровне .
25 декабря 2008 года перечень системообразующих предприятий, которым будет оказана федеральная поддержка, был утвержден Правительственной комиссией (по повышению устойчивости развития российской экономики). Всего в список вошло 295 организаций. Из числа нижегородских организаций в список вошло 6 предприятий индивидуально (ОАО «ГАЗ», завод «Красное Сормово», НПП «Полет», ЦБК «Волга», ТГК №6, Судоходная компания «Волжское пароходство»). Еще более 80-ти нижегородских предприятий входят в состав вертикально-интегрированных структур из федерального списка на оказание господдержки.
Этот список открыт для расширения. Правительством Нижегородской области направлены предложения еще по 12 организациям, играющим существенную роль в экономике области.
Кроме этого сформирован и направлен в Минрегионразвития РФ перечень предприятий, имеющих социальную значимость для региона, также претендующих на получение федеральной государственной поддержки.
На уровне области сформирован список системообразующих и градообразующих предприятий из числа не вошедших в два первых списка, по которым будет осуществляться мониторинг и при возникновении проблем рассматриваться вопрос об оказании государственной поддержки .
Для работы с предприятиями, претендующими на федеральную и региональную поддержку, сформирована рабочая группа, которую возглавляет заместитель Губернатора области В.А.Иванов. В нее входят представители органов исполнительной власти и крупнейших банков области.
4.5.2. Меры господдержки предприятий реального сектора
Основными финансовыми мерами господдержки будут:
- предоставление госгарантий области для обеспечения исполнения обязательств предприятий по кредитам на пополнение оборотных средств, для чего предполагается предусмотреть в областном бюджете 1 млрд. рублей;
- субсидирование процентной ставки по кредитам.
Кроме этого предполагаются налоговые меры поддержки и меры административного характера.
В настоящее время разработана упрощенная процедура предоставления государственных гарантий . Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2009 год» установлен общий лимит предоставления госгарантий по категориям предприятий в отраслевом разрезе. В рамках этого лимита отраслевые министерства определяют перечень предприятий-получателей госгарантий. Данный механизм позволит значительно сократить время по предоставлению государственных гарантий Нижегородской области.
4.6. О беспечение приоритетности закупок продукции нижегородских предприятий на средства консолидированного бюджета области.
В целях формирования спроса на продукцию нижегородских предприятий разработаны меры по обеспечению приоритетности закупок продукции нижегородских предприятий на средства консолидированного бюджета области.
На сайте Правительства Нижегородской области будет организована регистрация нижегородских предприятий и будет сформирован реестр продукции (работ, услуг) нижегородских товаропроизводителей, что значительно повысит информированность государственных и муниципальных заказчиков о товарах нижегородских производителей.
Заявки на размещение госзаказа планируется формировать с учетом информации данного реестра с указанием торговой марки и характеристик товаров, ориентированных именно на продукцию нижегородских товаропроизводителей.
Закупка продукции, произведенной за пределами Нижегородской области, будет осуществляться госзаказчиками только по согласованию с главными распорядителями бюджетных средств. Кроме того, государственным заказчикам рекомендовано осуществлять лотовую закупку продукции только по одноименным товарам, работам услугам, что облегчит доступ нижегородским предприятиям. Такие же меры будут рекомендованы и ОМСУ. Например, по автомобильной технике органам исполнительной власти и ОМСУ рекомендовано приобретать продукцию ГАЗа.
Будет введена отчетность органов исполнительной власти, бюджетных учреждений и ОМСУ по продукции, закупленной за пределами области.
4.7. Мониторинг ситуации в экономике
В регионе введен еженедельный мониторинг ситуации в экономике области : отслеживается ситуация в обрабатывающих производствах, на рынке труда, в торговле, строительстве.
Основная задача этого мониторинга - выявление возникающих проблем и своевременное принятие Правительством области дополнительных решений на региональном уровне, а также формирование предложений по поддержке нижегородских предприятий в Правительство РФ.
Органы исполнительной власти Нижегородской области ежедневно проводят рабочие встречи с предприятиями и организациями в курируемых секторах экономики области.
Все это позволяет оперативно и своевременно реагировать на происходящие события, понимать их причины и следствия.
Принимаемые Правительством меры позволили сохранить положительную динамику по большинству основных социально-экономических показателей по итогам 2008 года
5. Итоги 2008 года
В сельхозпроизводстве рост в сопоставимых ценах составил 104,8% к уровню 2007 года.
В строительстве объемы работ превысили уровень 2007 года (в сопоставимых ценах) в 1,6 раза.
Ввод жилья увеличился на 26,2% к уровню 2007 года. Введено за год немногим менее 1,4 млн. кв.м. жилья (1353 тыс. кв.м.).
ИФО инвестиций в основной капитал за 2008 год составит, по оценке, 117%.
Темп роста объема оборота розничной торговли увеличился на 16,6% к 2007 г .
Сохраняется существенный рост реальных доходов населения - 108,2% к уровню 2007 года.
Средняя заработная плата, по оценке, составит 13 100 рублей, реальная заработная плата - 107,7%.
В промышленности произошел спад производства. Индекс составил 93,1% к уровню 2007 г . Сокращение произошло в основных отраслях - в производстве транспортных средств и оборудования (85,6% к 2007 г .) и металлургического производства и производства готовых металлоизделий (82%), которые оказались наиболее чувствительными к мировому финансовому кризису.
6. Прогноз социально-экономического развития на 2009 год
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в конце 2008 года, и имеющиеся сведения о намерениях крупнейших предприятий области на перспективу свидетельствуют о том, что темпы роста экономики в 2009 году могут замедлиться.
Мы просчитываем различные варианты и предполагаем, что объем промышленного производства может остаться на уровне 2008 года (в сопоставимых ценах). Проблемы могут сохраниться в автомобилестроении. В химическом и металлургическом производствах может произойти сокращение объемов.
Рост ожидается в пищевой промышленности, нефтепереработке, производстве строительных материалов.
Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется 100% к уровню предыдущего года (в сопоставимых ценах).
В сельском хозяйстве ожидается, что объемы производства останутся на уровне 2008 года.
Несмотря на возможное замедление темпов роста, ожидаем, что в 2009 году среднемесячная заработная плата вырастет на 15% к уровню 2008 года и составит около 15 тысяч рублей.
7. Бюджетная политика в 2009 году
Исходя из экономической ситуации в области в условиях сложившегося финансового кризиса, потери налоговых доходов консолидированного бюджета области в 2009 году, могут составить порядка 20-24млрд. рублей, в том числе по областному бюджету - 19-21 млрд. рублей, по бюджетам муниципальных районов и городских округов - 3 млрд. рублей.
В том числе не исключена возможность снижения доходов от продажи права аренды земельных участков около 4 млрд. рублей.
С целью сбалансированности бюджета Правительством области готовятся предложения по сокращению расходов.
Основные подходы к сокращению расходов для всех органов исполнительной власти:
- по аппарату приостановлено решение о повышении на 15% заработной платы государственных служащих и предусмотрено сокращение на 50% расходов на приобретение оборудования и капитальный ремонт;
- по подведомственным учреждениям приостановлено увеличение заработной платы в связи с переносом ввода новых систем оплаты труда до 01.04.2009 года и сокращены расходы капитального характера (приобретение оборудования и капитальный ремонт) на 50%.
- по областным целевым программам предложено оставить расходы, которые являются обязательными (уплата процентов, социальные выплаты и другие обязательные платежи, софинансирование с федеральным бюджетом).
Пока предполагается к сокращению 14,6 млрд. рублей областного бюджета 2009 года, в том числе:
а) на содержание аппарата законодательной и исполнительной власти области - 218,2 млн. рублей;
б) на содержание подведомственных областных учреждений - 2,8 млрд. рублей;
в) на областные целевые программы - 8,7 млрд. рублей, в том числе на областную целевую программу "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009-2011 годы" - 7,4 млрд. рублей;
г) другие расходы - 2,9 млрд. рублей.
Секвестирование статей расходов областного бюджета на железнодорожный, автомобильный и водный транспорт в 2009 году не предусматривается.
Все социально значимые расходы будут осуществлены в 2009 году в полном объеме и своевременно.
8. Критерии сокращения капитальных расходов областного бюджета
Как было сказано ранее, по областной программе «Развитие…» будет сохранено финансирование из областного бюджета в пределах 7,4 млрд. руб. Уменьшение объемов финансирования по ряду объектов на 2009 год планируется исходя из следующих критериев:
- вновь начинаемые в 2009 году объекты, в финансировании которых не планируется участие средств федерального бюджета;
- переходящие с 2008 года объекты, со сроком ввода не ранее 2010- 2012 г .г. и последующие годы;
- часть вновь начинаемых проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет.
Приоритетными для сохранения в программе являлись:
- социально-значимые объекты (метро, дороги);
- вводимые в 2009 году объекты,
- с софинансированием из федерального бюджета, Газпрома.
9. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы
Что касается заработной платы бюджетников , то Правительством Нижегородской области предусматриваются меры по обеспечению повышения с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда до уровня 4330 рублей.
По предварительным расчетам потребность в дополнительных средствах на повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы Нижегородской области, чья среднемесячная заработная плата ниже 4330 рублей, до утвержденного минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года составит на I квартал порядка 300 млн. рублей.
Денежные средства будут перечислены дополнительно из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов, имеющих потребность в данных средствах, и в государственные областные бюджетные учреждения.
В настоящее время министерство финансов Нижегородской области производит расчеты необходимых средств, и, после внесения изменений в закон об областном бюджете на 2009 год, денежные средства будут перечислены в бюджеты муниципальных районов и городских округов и областные бюджетные учреждения.
Следующий этап мер, планируемых Правительством Нижегородской области, по повышению заработной платы работников бюджетной сферы предусматривает повышение заработной платы работников бюджетной сферы среднего звена и высококвалифицированных работников организаций бюджетной сферы Нижегородской области с 1 апреля 2009 года (около 28%).
На эти цели потребуется порядка 6 млрд. рублей. Средства заложены в бюджетах муниципальных районов и городских округов и в сметах государственных областных бюджетных учреждений.
В заключение Валерий Шанцев отметил, что Правительство области полностью контролирует ситуацию. Все возникающие проблемы решаются в оперативном порядке. Все социальные обязательства Правительства будут выполнены в полном объеме.
Источник: Сайт Правительства Нижегородской области
© 1996-2012 INNOV.RU (Иннов.ру), ООО «Иннов», г. Нижний Новгород Свидетельство РОСКОМНАДЗОРА ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г. Дизайн-студия «Иннов» - продвижение и cоздание сайтов |