INNOV.RU
Нижегородский бизнес on-line    /   Новости    /   
НОВОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: мобильные, компьютерные, интернет, связь, ИТ
15.01.2009г.

Информационные технологии на ж.д. транспорте

Использование информационных технологий на железных дорогах посвящено решению трех основных задач управления:
- перевозками,
- финансами и ресурсами (материальными, кадровыми),
- инфраструктурой (собственностью, в том числе вагонные составы, домкраты, лебедки и другое).

Формально, интеграция информационных технологий в три комплекса КИТ-1, КИТ-2 и КИТ-3 произошла еще в 90 годах, хотя реально такого рода задачи были обособлены чуть ли не с момента создания железных дорог.

Управление движением – основа ИТ-технологий ОАО «РЖД»

Для транспортной кампании управление движением всегда является приоритетным. Здесь сосредоточены лучшие кадры, материальные ресурсы и информационные технологии. Управление движением подвижного состава основано на двухуровневом принципе. Программно-технические средства первого уровня обеспечивают идентификацию и позиционирование подвижного состава, управление станционными и перегонными маршрутами. Вся информация «поднимается» на верхний уровень управления, состоящий из так называемых ДАДЦУ(*), Оскар-М или Урал-Гид.Программно-технические средства помимо задач наблюдения и управления движением, призваны решать задачи оптимизации, в первую ускорение оборота подвижного состава и повышение КПД его использования.

Особенность – информационные технологии управления движением до недавнего времени опирались исключительно на отечественные технические и программные средства. И если в техническом аспекте достаточно давно произошел прорыв импортных технологий, то в программном обеспечении до настоящего времени доминируют отечественные, более того – ведомственные разработки.

Контроль грузопотоков

Разделение контроля грузопотоков на технологический и пользовательский сегменты. Основная разница – в уровне полномочий доступа. В пользовательском сегменте АРМ «Оскар-М» эффективно отслеживает историю движения вагонов и контейнеров по станциям и проводимых с ними операциях. Полный комплекс услуг грузополучателя (за исключением аспекта собственно текущего местоположения, которое осуществляется в «Оскар-М») осуществляет система ЭТРАН (**).

Введение кодовых бортовых датчиков для идентификации подвижного состава позволяет практически полностью решить задачу автоматизации ввода данных по идентификации и позиционированию отечественного подвижного состава.

Управление финансами ОАО «РЖД»

Особенностями управления финансами ОАО «РЖД» являются: Значительное количество хозяйств (более 20) с разнородной технологией работы. Техпроцесс работы, например, вагонного депо и дистанции связи чрезвычайно отличен. При этом даже в подразделениях однородного направления (например хозяйства пути) зачастую присутствует уникальные особенности работы бухгалтерий. Внедрение ERP-проекта со строгой и, вообще говоря, негибкой структурой бизнес-процессов представлял собой чрезвычайно сложную и крайне болезненную процедуру. С другой стороны, внедрение единого программно-технического комплекса было вопросом сохранения управляемости. Функционирование в более чем 3 тысячах структурных подразделений 17 железных дорог и почти 160 филиалах ОАО РЖД разнородных программных средств такую управляемость естественно обеспечить не могло.

Именно необходимость масштабирования системы управления финансами и ресурсами, при наличии положительного зарубежного опыта (например на шведских железных дорогах) и с учетом успешного апробирования на Красноярской ж.д. определило использование в качестве ИТ-решения платформы SAP R/3

Внедрение проекта шло в несколько этапов:
- специалистами специально созданных Дорожных Центров Внедрения вместе со специалистами службы информатизации проводилось комплексное обследование подразделений дороги на предмет потребности в установке или модернизации ПЭВМ, состояния локальных вычислительных сетей, пропускной способности магистральных линий связи и т.п.
- на тестовом полигоне были обкатаны основные описания техпроцессов,
- система внедрялась помодульно.

Первый этап – внедрение модуля FI (управление финансами). Далее внедрялся модуль MM – (управление материальными ресурсами). Внедренные модули интегрировались в существующую функциональность информационного окружения, некоторое время эксплуатировались параллельно а, затем вытесняли прототипы. Серьезнейшей проблемой являлся и является кадровый голод.

Второй, не менее важной проблемой внедрения являлось несовпадение строгой технологии с нечеткими и устаревшими управленческими решениями. Так же крайне неприятной является проблема стыковки средств ERP-проекта с техпроцессами бухгалтерий сторонних организаций. Задержка, например, счетов-фактур от поставщиков продукции способна вообще поставить под вопрос смысл технологии real-time работы программных средств проекта. Проводимое в настоящее время реорганизация ОАО РЖД в транспортный холдинг еще более повысит значимость корректного функционирования средств управления финансами и ресурсами компании

Одной из основных задач, ставящихся в настоящее время руководством ОАО «РЖД» является радикальное улучшение сервиса. Оформление проездных билетов в настоящее время получило два сервисных дополнения:
- реализация билетов через заказы в Интернете
- продажа электронных транспортных карт

Технологии реализации билетов в настоящее время ограничиваются двумя факторами:
- проводимым в настоящее время выделением пассажирских перевозок в отдельные дирекции обслуживания в дальнем и пригородном сообщениях.
- относительно узким, хотя и прогрессивно расширяющимся сегментом спроса.

Эффективное использование собственности так же является одной из приоритетных задач ОАО «РЖД». Способствовать этому должны проводимые мероприятия:
- инвентаризация объектов собственности и ведение соответствующего реестра,
- выявление и избавление от непрофильных активов,
- формирование долгосрочной инвестиционной стратеги.

Таким образом, три «кита» должны обеспечить устойчивое развитие ОАО «РЖД» и его превращение в конкурентоспособный на мировом рынке транспортный холдинг.

 

Термины:
* ДАДЦУ - Дорожный автоматизированный диспетчерский центр управления.
** ЭТРАН - Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов.




Связаться с автором новостей можно по почте: diza[@]innov.ru. Обязательно укажите тему письма: inews.

При любом использовании материала гиперссылка на innov.ru обязательна

Все новости рубрики
  АРХИВ
Архив новостей телекоммуникаций за прошедший период

Пользовательского поиска

Яндекс.Метрика
InnovLOG

© Волго-Вятский филиал РГУИТП
Design: INNOV.RU