06.12.2008г.
Встать на крыло! или почему я не вижу здесь кораблей
Хотелось бы отдельно сказать о таких видах транспорта, как суда на подводных крыльях: экранопланах, экранолетах. Они по праву перевернули представления о движении по воде, развивая скорость в несколько раз большую, чем обычные суда. Еще в 19 веке разрабатывались разнообразные суда на подводных крыльях. Ими всегда были и остаются заинтересованы различные страны, в первую очередь страны, обладающие большими водными ресурсами.
Наиболее успешные разработки были созданы в 20 веке. В Советском Союзе Ростислав Евгеньевич Алексеев занимался разработками судов на подводных крыльях и экранопланами. Он понимал, что Союзу нужны быстрые виды водного транспорта, способные связать города на реках. Тем самым, обеспечив хорошее сообщение, транспортировку грузов, быструю помощь населению. В судах применялся эффект малопогруженного подводного крыла, который обеспечивал устойчивость судна при движении на реках. "Ракета", "Метеор", "Комета", "Спутник" - все произвели большое впечатление на первых лиц государства. Многие даже отказывались верить в то, что возможно передвигаться по воде с такой скоростью. Алексеев сделал прорыв в судостроении. Речные круизы по Волге уже тогда имели немного другой характер.
Конструкторы также использовали экранный эффект известный еще на заре авиастроения. По сути, это воздушная подушка, образующаяся встречным потоком воздуха. Благодаря чему им удалось добиться больших скоростей и экономичного использования топлива. Новый вид транспорта был назван экранопланами. Эти суда летали на расстоянии нескольких метров от поверхности. Обладали большой грузоподъемностью. Они могли подниматься в любую погоду, в шторм, в сильный дождь.
Для них не нужны были дополнительные расходы на создание инфраструктуры, необходим лишь ровный участок поверхности. Например, КМ опытный образец, имея на борту более 500 тонн смог развить скорость порядка 500 км/ч.
Одной из разновидностей экранопланов является экранолет. По сути это тот же экраноплан, только он может "выходить" из экранного режима и летать как обычный самолет. Преодолевать различные препятствия. Они могут взлетать с любой поверхности, вследствие чего им не требуется создание отдельной инфраструктуры. В настоящее время существует экранолет С-90. Область применения: медицинская помощь, пожаротушение, геологическая разведка, спасательные работы, специальные операции.
А экскурсии в Нижний Новгород могут немало рассказать и показать об истории создания этих легендарных судов. Город помнит и хранит свое наследие. Есть возможность прокатиться на самым первых судах на подводных крыльях, сделанных для перевозки пассажиров. Побывать в том конструкторском бюро, где они создавались. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем такие уникальные транспортные средства появятся на наших реках, а Нижний Новгород станет центром развития и строительства водного транспорта.
Автор: Alex.Co
Связаться с автором новостей можно по почте: diza[@]innov.ru. Обязательно укажите тему письма: inews.
При любом использовании материала гиперссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики