28.07.2006г.
Мининформсвязи оспаривает плату за соединение
На днях российские мобильные операторы "большой тройки" (МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон") начали оповещать абонентов о введении платы за соединение, которая вступит в силу с августа 2006 года. Но вчера, 27 июля, Мининформсвязи заявило, что считает такие действия необоснованными с точки зрения законодательства, поэтому просит разобраться в этом вопросе Россвязьнадзор. Федеральная антимонопольная алужба (ФАС) тоже не осталась в стороне: в ближайшее время она собирается разобраться в правовых основаниях введения сотовыми компаниями платы за соединение.
По мнению Мининформсвязи, введение оплаты за факт соединения не является обоснованным с точки зрения действующей нормативной правовой базы. В связи с этим, министерство направило в Россвязьнадзор запрос для рассмотрения правомерности такого шага. По словам представителя пресс-службы Мининформсвязи, соединение не может считаться услугой, а потому плата за него взиматься не может. "Плата может устанавливаться за продолжительность соединения, а не за его факт", -отмечают в пресс-службе телекоммуникационного ведомства. В целом же Мининформсвязи недовольно тем, что сотовые операторы оправдывают введение платы за соединение винят исключительно принципом CPP (Calling Party Pays - платит звонящая сторона), запущенным в России с 1 июля 2006 г.
Вчера, 27 июля 2006 г., ФАС России направила операторам сотовой связи запрос о причинах и правовых основаниях введения платы за телефонные соединения. Операторы должны предоставить информацию по запросу антимонопольного органа до 10 августа 2006 г. "После получения и анализа всей информации будут сделаны выводы о наличии в действиях операторов сотовой связи признаков нарушения антимонопольного законодательства", - говорится в пресс-релизе ФАС. Ранее операторам "большой тройки" уже был направлен запрос, связанный с установлением ими различных тарифов во взаиморасчетах между собой и другими операторами сотовой связи. А именно, тариф по межоператорским взаиморасчетам между компаниями МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" составляет 95 копеек, а другие операторы вынуждены платить операторам "большой тройки" 1 рубль 10 копеек. Информация по этому запросу должна быть предоставлена в ФАС до 1 августа 2006 г.
Директор по маркетингу ОАО "МегаФон" Андрей Климов сказал репортеру ComNews: "С вводом принципа СРР мы должны были модернизировать наши тарифы. Поэтому "МегаФон" вводит плату за соединение с 5 августа. По поводу заявления Мининформсвязи могу только сказать, что мы будем разбираться в этой ситуации". Правда, первый заместитель гендиректора "МегаФона" Алексей Ничипоренко ранее заявлял, что по российскому закону "О связи" возможны лишь два принципа тарификации услуг: повременный или с фиксированной абонентской платой, поэтому ввод платы за соединение кем-либо из операторов может быть легко оспорен в судебном порядке (см. новость ComNews от 25 мая 2006 г.).
В МТС уверены, что с юридической точки зрения все законно. "При формировании тарифных планов в соответствии с "Правилами оказания услуг подвижной связи", утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.05.05г. № 328, оператор вправе сочетать различные виды тарификации, в том числе абонентскую плату, повременную, а также плату за каждую услугу связи. Разумеется, Россвязьнадзор и ФАС имеют полное право проводить проверки законности тех или иных действий и их соответствия существующим нормативным актам. Мы будем ждать их официальных запросов и решений", - комментирует пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин.
"ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") вообще не сознается во введении платы за соединение. Об этом компания даже сообщила в официальном обращении. "Речь об этом не идет, мы намерены с 31 июля 2006 г. ввести пошаговую тарификацию на большинстве существующих тарифных планов. Мы не вводим плату за соединение. Мы повышаем плату за первые три секунды разговора (если разговор длится более трех секунд), это связано с введением принципа СРР", - утверждает пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Юлия Остроухова. По ее словам, такой принцип тарификации действовал на некоторых старых тарифных предложениях "Билайна", например "Бум" или "Проще говоря".
Ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова считает, что если плата за соединение не присутствует среди услуг в "Правилах оказания услуг подвижной связи", то это не значит, что ее не может быть. "Возможно, стоит пересмотреть законодательство в этой ситуации. В контрактах операторов указано, что они вправе поменять тарифы в случае изменения условий конкуренции на рынке. Поэтому если абонент обратится в суд, ему будет, скорее всего, отказано. Показателен опыт Украины, где все иски по схожим основаниям к сотовым операторам были отклонены", - комментирует Наталья Аристова.
"Очень странно, что Мининформсвязи направил жалобу в Россвязьнадзор и требует социальной справедливости. Если кто и должен разбираться с операторами, так это ФАС", - считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Она также отмечает, что на Украине антимонопольному ведомству так и не удалось заставить операторов отменить плату за соединение.
"По договору об оказании услуг сотовой подвижной радиотелефонной связи, оператор обязуется предоставлять абоненту телефонные соединения, а абонент обязуется их оплачивать. Если оператор предоставил абоненту соединение, а абонент это соединение оплатил, то у оператора нет никаких правовых оснований требовать от абонента еще и оплаты длительности этого соединения. Никто не обязан платить дважды за одну и ту же услугу", - отмечает юрист - председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов.
Источник: ComNews
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики