INNOV.RU
Нижегородский бизнес on-line    /   Новости    /   
НОВОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: мобильные, компьютерные, интернет, связь, ИТ
27.04.2006г.

IT-компании перейдут на новую систему налогообложения?

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате российского парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменения в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ". Законодательная инициатива ряда депутатов предусматривает добровольный переход ИТ-компаний на новую систему налогообложения: налоги на прибыль, имущество и единый социальный налог предлагается заменить налогом для организаций, работающих в области информационных технологий.

Дабы оценить возможности нового законопроекта, редакция Internet.ru обратилась за юридическим комментарием к Виктору Наумову, к.ю.н., руководителю группы по правовой защите ИС и ИТ DLA Piper Rudnick Gray Cary. Слово эксперту.

Наряду с прошлогодним законодательством об ОЭЗ, рассматриваемая налоговая инициатива ставит закономерной целью поддержку национальной отрасли ИТ. Можно сказать, что данные действия уже определяют позитивный вектор движения государства, но остается понять, насколько его величина будет значительной в условиях очень жесткой конкуренции с иностранными компаниями как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Несмотря на лаконичность предлагаемой главы Налогового кодекса РФ (по сравнению с другими объемными разделами кодекса), она дает ответ на ряд принципиальных вопросов: кто имеет право воспользоваться новым режимом налогообложения, насколько уменьшится налоговое бремя для налогоплательщиков, каковы (в общем) административные процедуры, связанные с новым налогом (в проекте - "единый налог для организаций области информационных технологий").

Налогоплательщиками по проекту могут стать следующие лица: разработчики программ для ЭВМ и баз данных; лица, оказывающие, условно назовем, предметные или смежные услуги; дистрибьюторы.

При этом, численность работников таких организаций должна быть не менее 100 человек и деятельность должна иметь ярко выраженную ориентацию на оффшорное программирование, т.к. по п. 3 ст. 346.44 проекта:

"доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ и базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных, полученных от покупателей - иностранных лиц, по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на уплату единого налога для организаций области информационных технологий, составляет не менее 70 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период".

При условии специальной аккредитации налогоплательщики добровольно смогут заявить о замене налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой единого налога для организаций области информационных технологий. Существенно, что они не будут платить НДС, за исключением ситуации при уплате этого налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Предлагается установить налоговую ставку для нового налога в размере 6% и рассчитывать налог, исходя из разницы полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов. Что является весьма низким налоговым бременем, если сравнивать с налогообложением других видов деятельности и отраслей экономики.

Но встает вопрос, насколько будет эффективно применение налога для налогоплательщиков и, главное, для индустрии в целом.

К сожалению, последнее сейчас просчитать крайне сложно - ярко выраженная ориентации проекта на оффшорное программирование и услуги, оказываемые только крупными (по меркам российских регионов, за исключением Москвы) компаниями, не позволяет оценить, насколько инициатива положительно скажется на других сегментах очень широкой по видам деятельности отрасли.

Также для возможных налогоплательщиков крайне актуальным будет вопрос получения соответствующего статуса, простоты уплаты и администрирования налога. Поскольку сейчас не обнародовано указанное в пояснительной записке к проекту текста будущего Постановления Правительства Российской Федерации “Об аккредитации предприятий, осуществляющих деятельность в области информационных технологий”, то непонятно, насколько сложно будет получить статус налогоплательщика и, в принципе, насколько адекватные природе деятельности в сфере ИТ будут установлены соответствующие критерии и механизмы отбора организаций (которые объективно для такой сложной сферы, как программирование, установить будет непросто).

По мнению Виктора Наумова, проблема поддержки отрасли должна основываться на определенном взаимном доверии государства и бизнеса. Ведь, практически любая инициатива, предусматривающая, например, льготы, может быть использована недобросовестно и привести к уклонению от налогообложения, но если регулярно ориентироваться на риски ухода от налогов, постоянно поднимая барьер административного контроля и сужая сферу действия государственной поддержки, то отрасль целиком в таких условиях на конкурентный уровень вывести будет крайне сложно.

“Я не имею информации о том, какие суммы по НДС и ЕСН сейчас платятся ИТ-компаниями (не только занимающихся программированием!), но, подозреваю, что для сегодняшнего нефтяного бюджета они значительными не являются. Почему, в этой связи, хотя бы на три года просто не освободить отрасль хотя бы от части налогов?”, - заключает эксперт.

Источник: Internet.ru

При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна

Все новости рубрики
 РАЗМЕСТИТЕ СВОИ НОВОСТИ
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости в разделе "Нижегородские новости",
заполнив ФОРМУ.

 ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ
Нижегородские деловые новости.
 АРХИВ

 НИЖЕГОРОДСКИЕ БАНКИ
Информация о банках Нижегородского региона. Новости. Курсы наличной валюты.

Яндекс.Метрика

© INNOV: создание сайта