03.04.2006г.
И не сосчитаешь… Электронный рынок России всё ещё не поддается исчислению
Объем российского рынка электронной торговли за 2005 г. вырос на 38%. Такие данные содержатся в годовом отчете Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Однако цифры, приводимые НАУЭТ, вызывают серьезные сомнения аналитиков. И даже сами авторы исследования признают, что далеко не все результаты отражают реальное положение вещей.
Отчет НАУЭТ затронул три сегмента электронной торговли. По данным ассоциации, быстрее всего в Рунете росла торговля различных компаний между собой (сегмент В2В). Согласно оценкам НАУЭТ, его объем в прошлом году практически утроился и составил $1,3 млрд. Госзакупки в Интернете в 2005 г. почти не изменились по сравнению с 2004 г.
Сегмент торговли с частными лицами (В2С) оценивался по двум критериям. Руководствуясь данными нескольких интернет-магазинов, аналитики НАУЭТ выяснили, что в прошлом году в Рунете было продано товаров и услуг на $1 млрд, то есть на 51% больше, чем в 2004 г. А по результатам опроса 3850 посетителей Интернет-кафе получилось, что все российские интернет-магазины заработали в общей сложности $2,6 млрд.
Аналитик J'son & Partners Борис Борис Овчинников сомневается в достоверности результатов опроса, проведенного в сегменте B2C. Посетители интернет-кафе, среди которых проводилось исследование, представляют слишком специфичную аудиторию, и по ним нельзя судить о продажах в целом. Еще один критерий, к которому прибегли аналитики НАУЭТ - посещаемость сайтов интернет-магазинов - вызывает сомнения из-за возможных манипуляций со счетчиками.
Рост рынка B2B в три раза также кажется абсолютно невероятным. Закрытость частного сектора и отсутствие четко определенных границ электронной коммерции позволяет фирмам во много раз завышать объем продаж.
По данным НАУЭТ 62% рынка В2В (около $806 млн) пришлось на энергетические компании. Борис Овчинников объясняет это тем, что предприятия ТЭК составляют крупнейший сегмент российской экономики. И даже несколько закупок, сделанных энергетическими компаниями могут заметно повилять на весь рынок.
Нулевой рост в секторе B2G (Bisness to government) говорит о том, что программа "Электронная Россия" не дает желаемых результатов. И даже закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на который рассчитывают авторы отчета, может столкнутся со стойким нежеланием чиновников применять технологические достижения.
В компании Ozon отказались комментировать данные о деятельности интернет-магазина, указанные в пресс-релизе НАУЭТ. Пиар-директор Ozon Михаил Ятковский назвал увеличение продаж в секторе B2С на 151% плохой цифрой. По данным Ozon рост не может превышать 40 % и это самая высокая оценка деятельности в сфере торговли с частными лицами.
Михаил Ятковский тоже уверен, что рынок электронной коммерции недостаточно прозрачен для создания подобный отчетов. Методика подсчетов НАУЭТ скопирована с американской модели, где данные по нескольким фирмам, позволяют судить о доходах всей отрасли. Погрешность заключается в том, что российские аналитики оперируют данными пяти или шести компаний, опубликовавших свои реальные доходы. И на основании этих сведений высчитывают прибыли других фирм, остающихся в тени.
Менеджер по маркетингу НАУЭТ Юлия Гуденко не отрицает того, что непрозрачность коммерческих структур существенно сказывается на конечных цифрах. И самым недостоверным, по ее словам, оказывается блок, посвященный сегменту B2B.
Источник: ComNews.ru
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики