28.06.2005г.
NASA готовит в помощь астронавтам говорящий компьютер
Реальность все ближе подходит к воссозданию HAL 9000 из «Космической одиссеи-2001». Будем надеяться, что версия из жизни получится не такой кровожадной.
NASA готовится к испытаниям компьютерной системы распознавания голоса, которая — в отличие от враждебного, но выдуманного HAL , — должна облегчить жизнь астронавтам.
Система, называемая Clarissa, будет реагировать на голосовые команды и проговаривать вслух устные инструкции, помогая обитателям Международной космической станции решать такие рутинные задачи, как проверка качества питьевой воды. Это позволит техникам сосредоточиться на своей основной работе, вместо того, чтобы заниматься прокруткой компьютерных экранов, перелистывать страницы руководств или, быть может, охотиться за мышью, плавающей над головой.
В случае успеха в дальнейшем систему можно будет применять, например, во время прогулок в открытом космосе или исследовательских миссий за пределами корабля. «Насколько нам известно, это первая говорящая система на орбите», — заявил главный специалист по внедрению «Клариссы» в Исследовательском центре NASA им. Эймса Мэнни Рейнер.
NASA демонстрировала «Клариссу» в пятницу на конференции Ассоциации компьютерных лингвистов в Университете штата Мичиган. На будущей неделе астронавт Джон Филлипс должен завершить обучение сотрудников Международной космической станции в рамках подготовки к предстоящему использованию «Клариссы».
Группа ученых Ames Research Center более трех лет разрабатывала этого «виртуального помощника команды» на платформе распознавания речи от Nuance. ПК, реагирующий примерно на 300 голосовых команд, «Кларисса» может зачитывать процедуры или воспроизводить другую информацию.
Помощь действительно очень нужна — ведь астронавтам на космической станции приходится выполнять примерно 12 тыс. процедур. В их числе проверка основных показателей организма, выполнение наладочных операций и проведение научных экспериментов. Однако «Клариссе» в ее ранней форме доверят лишь простые, не очень ответственные задачи, такие как проверка качества питьевой воды. Когда система докажет свою полезность, круг ее обязанностей расширится.
Одна из проблем системы — неспособность отличить голосовые команды от обычных разговоров членов экипажа. В прошлом году NASA попросила Xerox помочь ей уменьшить число ошибок подобного рода. Благодаря своему опыту в области методов машинного обучения и управляемых голосом копировальных аппаратов, Xerox удалось отыскать смысл в «нечетких» документах и трудных для перевода фразах. Компания применила также категоризацию текста для выявления примерно 300 ключевых слов, которые могут быть командами или не командами. В результате последняя версия «Клариссы» продемонстрировала уровень ошибок всего в 5%, против прошлогодних 10%. Однако пока еще не решено, когда эта модель будет установлена на космической станции.
Эксперименты, в основе которых лежит технология распознавания голоса, проводятся и в других областях. Рейнер работает с учеными из Женевского университета над тестированием технологии open source для медицины. Она помогает врачам общаться с пациентами, не говорящими на их языке.
Менеджер проекта NASA Ким Фаррелл проверяет качество питьевой воды при помощи новой управляемой голосом системы Clarissa на имитаторе Международной космической станции в Исследовательском центре NASA им. Эймса
Источник: ZDNET.ru
При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна
Все новости рубрики